1 февраля 1930 года Совет народных комиссаров СССР и Центральный исполнительный комитет СССР издали постановление «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством».
Документ отменил право на аренду земли и на использование наёмного труда в единоличных крестьянских хозяйствах. Исключение могло быть сделано на основании специального совместного решения районного и окружного исполнительных комитетов только в отношении «середняков». Но такая политика вела к разорению крупных крестьянских хозяйств, поэтому вскоре кулаками стали считать и «середняков».
Местные власти были наделены чрезвычайными полномочиями «вплоть до полной конфискации имущества кулаков и выселения их из пределов отдельных районов и краёв (областей)». Конфискованное имущество, за исключением той части, которая шла в погашение причитающихся с кулаков обязательств государственным и кооперативным органам, должно было передаваться в неделимые фонды колхозов в качестве взноса за вступавших в них бедняков и батраков.
Порядок раскулачивания и депортации был конкретизирован в секретной инструкции ЦИК и СНК от 4 февраля и в приказе Объединённого государственного политического управления (ОГПУ) от 2 февраля. В районах сплошной коллективизации предписывалось конфисковывать у кулаков средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, производственные и торговые предприятия, продовольственные, кормовые и семенные запасы, наличные деньги и «излишки домашнего имущества».
Предпринятые меры были направлены на ликвидацию не только кулаков, но и вообще крестьян-единоличников, в силу своей самодостаточности и автономности представлявших угрозу для государства, основанного на диктатуре пролетариата. Реализация постановления вызвала по всей стране вооружённые восстания крестьян, на подавление которых направлялись войска. Только в 1930 г. более 2,5 млн. сельских жителей приняли участие в 14 тыс. восстаний, бунтов и манифестаций. Наиболее ожесточённое сопротивление коллективизации оказало население национальных окраин СССР (Алтай, Чечня, Казахстан, Таймыр и др.).
Протесты крестьян, составлявших большинство населения страны, заставили центральную власть несколько придержать активность местных управленцев, спешивших отчитаться о результатах проведения в жизнь решений партии и правительства. 2 марта 1930 г. в газете «Правда» появилась статья И. В. Сталина «Головокружение от успехов», в которой критиковалось нарушение принципа добровольности вступления в колхозы и предлагалось искать формы коллективизации, наиболее приемлемые для конкретной местности.
Тем не менее, насильственные методы по-прежнему применялись, и с их помощью к 1 июля 1930 г. в колхозы было объединено 23,6% крестьянских хозяйств (против 3,9% к 1 июля 1929 г.), увеличилось число совхозов. Процесс массового раскулачивания был существенно приторможен лишь после того, как количество кооперированных хозяйств перевалило за 60%.
Согласно секретной инструкции ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 8 мая 1933 г. «Всем партийно-советским работникам и всем органам ОГПУ, суда и прокуратуры», раскулачивание стало проводиться в индивидуальном, а не в массовом порядке. А с 24 мая 1934 г. постановлением ЦИК СССР «О порядке восстановления в гражданских правах бывших кулаков» в индивидуальном порядке начался процесс восстановления «лишенцев» (кулаков-спецпереселенцев) в гражданских правах.
13 августа 1954 г. процессы, связанные с проведением политики ликвидации кулачества как класса, были прекращены постановлением Совета Министров СССР «О снятии ограничений по спецпоселению с бывших кулаков». К этому времени единоличных хозяйств в стране практически не осталось.
Изображение (фото): Президентская библиотека
Участники событий и другие указанные лица: