25.12.2024 18:20
Аналитика.
Просмотров всего: 8130; сегодня: 5.

Открытие второго фронта в 1944 году: медвежья услуга или помощь?

Открытие второго фронта в 1944 году: медвежья услуга или помощь?

6 июня 1944 года в Нормандии союзники СССР по антигитлеровской коалиции открыли долгожданный второй фронт.

Открытие второго фронта должно было облегчить положение Красной армии, которая уже три года не на жизнь, а на смерть билась с немецкой военной машиной. Но к 1944 году, когда наметился коренной перелом во Второй мировой войне, а на Восточном фронте он произошел и годом ранее, открытие второго фронта носило уже более политический, нежели военный характер. Сегодня мы постараемся разобраться во всех тонкостях этого вопроса и узнать, почему союзники не открыли его раньше и насколько сильно открытие второго фронта повлияло на политическую конъюнктуру в ходе Второй мировой войны.

Планы и предпосылки

Открытие второго фронта – вопрос, который всегда интересовал советское высшее военно-политическое руководство. Тяжелая ситуация на фронтах в начальный период Великой Отечественной войны и достаточно ограниченная помощь союзников по программе ленд-лиза диктовали необходимость открытия второго фронта. Консультации между лидерами государств-союзников по антигитлеровской коалиции по вопросу открытия второго фронта начались еще в 1941 году. И.В. Сталин в ходе войны всегда отстаивал точку зрения о необходимости скорейшего открытия второго фронта, он понимал, что это снимет нагрузку с Красной армии и сохранит много человеческих жизней.

Более того, даже к маю 1943 года, когда была оговорена высадка в Европе, США и Великобритания уже обладали всем необходимым для проведения такой операции. Тем не менее союзники решили перенести высадку в Европе на 1944 год.

Большая дискуссия шла и между западными лидерами. Так, британский премьер У. Черчилль настаивал на «барахтании» в Средиземном море и высадке на Балканах с целью отсечь Красную армию от Восточной Европы. А вот лидер США Ф. Рузвельт был сторонником высадки в Западной Европе (здесь его позиция была близка к Сталину).

В любом случае высадка задерживалась, где бы она ни намечалась. Это вызывало крайнее неудовольствие советского правительства.

Вмешалась геополитика

Союзники явно выжидали, кто из противников возьмет верх на Восточном фронте. В 1943 году Красной армии удалось переломить военную обстановку. Всем стало ясно, что разгром гитлеровской Германии – дело времени.

Тут-то наши западные союзники и зашевелились. Они прекрасно понимали, что если Советский Союз и дальше будет действовать так же успешно, то под его влияние может попасть Восточная, а за ней и вообще вся Европа. Плюс к тому международный авторитет СССР, который резко повысился, и по всему миру росла популярность левых и коммунистических идей. Это очень пугало западных лидеров и их спонсоров – капиталистов, получавших огромные деньги на военных заказах и производстве. Они не могли допустить, чтобы Европа стала красной.

Под этим соусом и стали готовить грандиозную высадку. Как мы уже упоминали, Черчилль очень боялся Советского Союза, всеми силами тянул одеяло на себя, а значит, – в сторону Балкан, Греции и Средиземноморья в целом. На этом театре пошли «обкатку» методы проведения крупных десантов. Операция «Факел» в Северной Африке, высадка на Сицилию и в Италию – всё это стало прелюдией и хорошей тренировкой к будущей нормандской операции. Черчилль не смог продавить свою позицию, и высадку решено было проводить во Франции.

Всё было бы хорошо, только в это время продолжали гибнуть наши бойцы, а большая часть нацистских войск продолжала воевать на Востоке. 

«Оверлорд»

В ходе подготовки к операции, получившей кодовое название «Оверлорд», союзники сосредоточили в Британии 4 армии: 1-ю и 3-ю американские, 2-ю английскую и 1-ю канадскую. Их составе было 37 дивизий (включая 10 бронетанковых и 4 воздушно-десантных) и 12 бригад. Для десантной операции выделялось 1213 боевых кораблей, свыше 4100 десантных судов, барж и катеров, около 1600 торговых и вспомогательных судов. ВВС союзников начитывали более 10200 боевых и 1360 транспортных самолетов, 3500 планеров. Планировалась комбинированная высадка с моря и десант с воздуха. Бомбардировочная и штурмовая авиация усиленно работала по основным транспортным узлам, железным дорогам, складам и местам сосредоточения немецких войск.

Была проведена большая кампания по дезинформации немецкой разведки, чтобы гитлеровцы не поняли, где будет нанесен удар. А само сосредоточение войск производилось в полной секретности, вплоть до того, что солдаты изолировались в лагерях, из которых запрещен был выход.

Высадку наметили на 6 июня 1944 года. Эта операция до сих пор является крупнейшим комбинированным десантом в истории. В ночь на 6 июня почти 4 тысячи самолетов и планеров с десантниками перебросили 3 парашютные дивизии на землю Франции по воздуху. Воздушный десант оказался не очень удачным, десантники понесли существенные потери, были рассеяны и выполнили всего 20% поставленных задач. Но вслед за ними пошел первый эшелон морского десанта. Утром 6 июня тысячи десантных барж при поддержке тяжелых корабельных орудий и всех типов авиации появились у берегов Нормандии.

За время высадки на берег было доставлено 156 тысяч солдат и 10 тысяч единиц бронетехники. Колоссальное число! Высадка происходила на пяти нормандских пляжах, получивших кодовые названия: «Юта», «Омаха-бич», «Голд», «Джуно», «Сорд». Только на «Омахе» немцы оказали серьезное сопротивление, и американцы потеряли там почти 5 тысяч солдат убитыми и ранеными. В остальных точках дело пошло удачно. Затем вплоть до конца июля союзники расширяли плацдарм. Это была первая часть операции «Оверлорд» – операция «Нептун». Интересно, что в кармане кителя генерала Д. Эйзенхауэра, будущего президента США, адъютант нашел записку: «Наша высадка в районе Шербур — Гавр не привела к удержанию плацдарма, и я отвёл войска. Мое решение атаковать в это время и в этом месте было основано на той информации, которой я располагал. Войска, авиация и флот сделали всё, что храбрость и верность долгу могли свершить. Если кто-то виновен в неудаче этой попытки, то это только я».

К исходу 25 июля союзники собрали на отвоеванном плацдарме почти полтора миллиона человек. Крупнейшая группировка! Этим силам предстояло реализовать дальнейшие планы по освобождению Франции, Бельгии и Голландии – вторую часть «Оверлорда», получившую кодовое название «Кобра».

Итоги

Несмотря на то, что до конца войны был ещё почти целый трудный год, уже к июлю 1944 года можно подвести некоторые промежуточные итоги. Операция «Оверлорд» действительно облегчила положение Красной армии. Если бы операция не состоялась, возможно, нам пришлось бы провоевать дольше, и с большими потерями. За это мы всегда будем благодарны нашим союзникам, сохранившим жизни тысячам советских солдат.

С другой стороны, как мы уже указали, союзники всё видели и всё понимали. Как только одна из сторон на Востоке стала одерживать верх с ощутимым перевесом, тут же вмешались «западные партнеры». Что это, как не холодный геополитический расчёт?

Обладая всеми возможностями для высадки, американцы и англичане, тянули с ней до последнего, закидывая советское руководство обещаниями. Возможно, контуры будущего противостояния в холодной войне и стали очерчиваться не в Тегеране, Потсдаме или Ялте, а на холодных нормандских пляжах, политых кровью американских солдат.

Автор: Буранов Никита. Портал «История.РФ».

Изображение (фото): из открытых источников


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12184 публикации
Сайт: histrf.ru/read/articles/otkrytiie-vtorogho-fronta-v-1944-ghodu-miedviezhia-uslugha-ili-pomoshch
Поделиться:

Интересно:

«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
13.11.2025 21:31 Новости
«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
Сеть клиник «Будь Здоров» второй год подряд уверенно занимает лидерские позиции ведущего рейтинга лучших работодателей, проводимого информационным агентством Росбизнесконсалтинг (РБК). По итогам IV Рейтинга ведущих российских работодателей РБК «Будь Здоров» вошла в ТОП лучших компаний-работодателей списка. По данным РБК, количество компаний — участников рейтинга работодателей РБК в 2025 году увеличилось на 85% по сравнению с прошлым годом. В рейтинге представлены лидеры и ключевые игроки всех крупнейших секторов российской экономики – российские компании с общим числом сотрудников 3,9 млн человек. В анкетировании могли принять участие любые коммерческие компании со штатом более 50 человек. Эксперты, в число которых вошли HR-специалисты ведущих российских компаний, оценивали участников по пяти ключевым направлениям, в числе которых условия работы и уровень оплаты труда, эффективность...
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
13.11.2025 20:12 Новости
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
В Музее обороны «Брестская крепость-герой» прошло заседание научно-методического совета, на которой рассматривались вопросы, касающиеся судеб участников обороны Брестской крепости, в том числе и граждан Российской Федерации.По приглашению белоруской стороны принял участие в работе заседания и член Общественной палаты РФ и ЧР – Председатель Совета Регионального отделения «Поисковое движение России» в ЧР Иса Сардалов.      "Музей обороны «Брестская крепость-герой» является одним из наших основных партнеров реализации проекта «Ушедшие в бессмертие», в рамках которой нами проводится комплекс поисковой и научно-исследовательской работы, направленной на исследование, изучение и проведение анализа событий театра боевых действий в годы Великой Отечественной войны при обороне Брестской крепости и подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях. И во время моего сентябрьского...
Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности...
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
11.11.2025 12:32 Новости
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
Как заботиться о здоровье сотрудников буквально «в один клик» и почему ментальное здоровье не менее важно, чем физическое. Практические решения управления здоровьем коллектива представила сеть клиник «Будь Здоров» в ходе «Анти-конференции – 2025» в Кибердоме 31 октября. «Анти-конференция 2025» ― событие, где HR выходят за рамки привычных форматов, чтобы вернуться к сути: людям, смыслам и устойчивости. Кибердом на третьей анти-конференции для HR вместо традиционного формата сделал выбор в пользу живого диалога и рабочих сессий, где рождаются конкретные решения. Конференция объединила руководителей технологических компаний, HRD, HR бизнес-партнеров (HR BP), специалистов L&D и бизнес-экспертов.   В центре обсуждения спикеров были ключевые вызовы современного технологического бизнеса: интеграция искусственного интеллекта, управление мультипоколенческими командами, развитие...
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...