20.09.2024 18:23
Аналитика.
Просмотров всего: 7373; сегодня: 1.

Как построили, разрушили и восстановили кафедральный собор Москвы

Как построили, разрушили и восстановили кафедральный собор Москвы

Храм Христа Спасителя заложили в 1839 году. За 185 лет здание дважды перестраивали, но в итоге оно было взорвано в советское время. Собор восстановили в 2000 году. Сейчас при храме работает музей, экспонаты которого рассказывают об истории святыни.

Неудачный первый проект

История храма Христа Спасителя тесно связана с Отечественной войной 1812 года. Здание изначально задумывалось как памятник участникам сражений. Соответствующий обет дал Александр I. 25 декабря 1812 года (в день, когда последние наполеоновские солдаты покинули территорию России) был издан императорский манифест "О возведении церкви во имя Спасителя Христа". Вскоре объявили архитектурный конкурс. Рассмотрев проекты российских и иностранных мастеров, император одобрил идею художника Александра Витберга (имя при рождении — Карл Магнус). Живописец шведского происхождения окончил Императорскую академию художеств и был известен картинами на исторические и мифологические темы.

Первый проект не имел ничего общего с тем, который в итоге реализовали. Предполагалось, что храм будет в несколько раз больше и расположится на Воробьевых горах. В основу здания художник заложил принципы классической архитектуры — простоту форм и геометрически правильные объемы.

Витберг — шведский лютеранин и масон, принявший православие, — наполнил проект религиозными символами. По замыслу художника, храм состоял из трех ярусов и воплощал идею тройственности тела, души и духа человека.

Нижняя часть — Храм тела — имела форму гроба и была задумана в честь Рождества Христа, а также памяти солдат, погибших в войне 1812 года. Этот ярус, согласно эскизу, находился внутри холма и заканчивался катакомбами, в которых планировалось разместить тела солдат. Второй уровень — Храм души — был выполнен в форме креста и связан с Преображением. Барельефы яруса рассказывали о жизни и деяниях Христа и апостолов. Верхняя часть посвящалась Воскресению и задумывалась в форме круга, олицетворявшего бесконечность духа. 

Вдоль нижнего яруса шла колоннада, которую венчали два обелиска. Предполагалось, что один из них будет отлит из пушек, отбитых у армии Наполеона в ходе ее изгнания из Российской империи. Второй — из орудий, добытых в походе до Парижа. На стенах колоннады планировалось изобразить знаменательные события Отечественной войны и указать имена всех павших воинов.

Поскольку Витберг был художником, а не архитектором, для старта работ ему пришлось изучить основы зодчества. В течение нескольких лет в проект вносились доработки. В итоге было решено отказаться от пяти куполов в пользу одного центрального и увеличить объем верхней части храма.

Несмотря на художественный талант, организатором Витберг был слабым. Возникли проблемы с доставкой материалов для строительства. Изначально камень и дерево хотели перевозить по Москве-реке, однако этот вариант оказался неудобным из-за низкого уровня воды. А пробы грунта показали, что местность не подходит для размещения большого здания из-за опасности оползней. К тому же специальная комиссия выявила 900 тыс. случаев растрат.

В итоге строительство, начавшееся в 1817 году, было остановлено спустя девять лет, после смерти Александра I в 1826 году. Расследование преступления против казны затянулось почти на 10 лет. Комитет, руководивший работами, отдали под суд. Историки отмечают, что Витберг мог быть не причастен к хищениям, однако его сослали в Вятку (ныне Киров) с конфискацией имущества. Позже художник построил там храм в честь Александра Невского, после чего получил разрешение уехать из города.

Второй проект храма

Следующий император, Николай I, решил продолжить дело брата и завершить возведение собора. Звучали идеи о переносе храма ближе к Кремлю: Воробьевы горы находились далеко от центра города, не подходили для строительства из-за оседающей почвы и были неудобны для доставки строительных материалов. Новые варианты для размещения храма предусматривали снос расположенных на этих территориях зданий. Предлагалось воздвигнуть собор вместо церкви Никиты Мученика на Швивой горке (у слияния рек Москвы и Яузы в районе Котельнической набережной) или Страстного монастыря на Тверской улице. Но в итоге для сооружения храма утвердили место между улицей Волхонкой и Москвой-рекой, которое занимал женский Алексеевский монастырь (ныне улица Волхонка, 15; недалеко от станции метро "Кропоткинская"). Монастырь был переведен в Красное Село (ныне Красносельский район Москвы) недалеко от Сокольнической рощи. А строительство нового храма Николай I лично поручил Константину Тону: императору нравился русско-византийский стиль архитектора. В процессе сооружения также поучаствовало много молодых зодчих, в числе которых Иосиф Каминский, Николай Бенуа и Александр Кракау.

Согласно легенде, игуменья Клавдия, настоятельница Алексеевского монастыря, прокляла место для нового собора. По одной из версий, женщина пророчила, что ни одно здание не простоит там больше полувека (храм взорвали через 48 лет с момента освящения и открытия для посетителей). По другой — что на территории строительства будет "лужа" (впоследствии здесь появился бассейн "Москва"). Однако ни один из вариантов не имеет документального подтверждения. 

В 1839 году состоялась торжественная церемония закладки нового храма. В начале работ были найдены два кладбища одно над другим, самые старые могилы относились к XVI–XVII векам. Помимо них обнаружились крестики, образа, восточные монеты IX века.

На возведение и наружную отделку храма ушло почти 20 лет: примерно столько же времени заняли внешние работы при строительстве Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Высота храма Христа Спасителя по проекту Тона составляла 103,5 м. Здание было построено в русско-византийском стиле с пятью луковичными главами, которые подчеркивали сходство с кремлевскими соборами. Малые купола представляли собой восьмигранные башенки. В трех главах размещалось по одному колоколу, а в северо-восточной звоннице — остальные 11.

Фасад здания выглядел одинаково со всех четырех сторон, отличались только сюжеты надписей и скульптур. Каждая стена была облицована лабрадором и мрамором и делилась колоннами на три части. Во фронтонах находились медальоны с изображениями святых, а на углах и над дверьми здания располагались сложные композиции из мраморных фигур. Горельефы олицетворяли единство воинства и церкви, рассказывали о событиях Отечественной войны 1812 года и заступниках веры. На создание 48 наружных скульптур ушло 17 лет.

Скульптуры для фасада храма изначально планировали отливать в бронзе: считалось, что на итальянский мрамор губительно влияет местный климат. Но позже их решили изготовить из белого российского мрамора, который лучше подходил для тонких работ.

Внутреннее убранство

Спустя еще 20 лет были завершены и внутренние работы. Отделка выполнялась уже после смерти Тона. В создании живописного убранства участвовали художники Василий Верещагин, Евграф Сорокин и Василий Суриков. 

В основании строение представляло собой равноконечный крест. Собор делился на части четырьмя столбами так, что по сторонам образовывался двухъярусный круговой проход. На стенах получившейся галереи внизу были помещены 117 мраморных досок с царскими указами, манифесты времен войны с Наполеоном и описания битв с перечислением имен погибших и раненых. Коридор предназначался для крестных ходов и отделялся от общего пространства собора бронзовыми решетчатыми дверьми.

Над галереей располагались хоры — балконы, на которых обычно размещаются певчие во время служб. Хоры делились на два придела. Южный был назван в честь святого Николая Чудотворца, а северный — в честь святого Александра Невского. Их украшали росписи, посвященные отцам-основателям Русской православной церкви и святым благоверным русским князьям. В восточной части балконов размещались ризница и церковная библиотека. Таким образом, в нижнем ярусе вокруг основного пространства были сосредоточены воспоминания об Отечественной войне 1812 года, а в верхнем — церковная и отечественная история в лицах.

Основное пространство собора также имело форму креста. Восточную часть занимали алтарь, престол и главный иконостас в виде восьмигранной часовни из мрамора с бронзовым шатром. На четырех ярусах часовни располагались иконы местных святых, покровителей императорской семьи, апостолов и пророков. Храм мог вместить до 10 тыс. человек одновременно.

Храмовый свод опирался на четыре столба, внутри которых были установлены лестницы, ведущие на колокольни. В его росписи была заложена идея о сотворении мира, вечности и всемогуществе Бога. На главном куполе был изображен Господь Саваоф (одно из имен Бога) с Сыном Божием в образе младенца на руках. Работы над рисунком заняли больше пяти лет. Основной сложностью стало сохранение пропорций на выпуклой поверхности. Чтобы спасти живопись от сырости, штукатурку сначала накладывали на металлическую сетку, а уже потом на стену.

В 1881 году храм Христа Спасителя в Москве был достроен. Спустя два года кафедральный собор освятили в дни празднования восшествия Александра III на престол и открыли для посетителей. Весной 1912 года на площади перед зданием установили памятник императору Александру III, который в 1918 году был демонтирован.

Расходы на строительство храма Христа Спасителя составили до 15 млн рублей серебром. Для сравнения: работы над Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге обошлись в 23 млн рублей.

Территорию вокруг здания занимал сквер, огороженный бронзовой решеткой. В парке были установлены обелиски из оружия, отнятого у наполеоновской армии, а также бюсты Николая I и деятелей Отечественной войны: Михаила Кутузова, Александра I и Михаила Барклая-де-Толли. Еще при соборе работали две часовни в честь Смоленской и Владимирской Божией Матери.

В соборе проходили мероприятия по случаю коронации императоров, а также торжества с участием царской семьи. В 1917–1918 годах в нем состоялся Поместный собор Русской православной церкви, на котором Тихон (в миру Василий Белавин) был избран московским патриархом.

Взрыв храма

После революции церкви по всей стране начали закрывать и сносить. В 1922 году на I Всесоюзном съезде Советов один из лидеров РКП(б) Сергей Киров предложил воздвигнуть "новый дворец рабочих и трудящихся крестьян" на месте "дворцов банкиров, помещиков и царей". На том же съезде нарком просвещения СССР Анатолий Луначарский высказал идею, что Москве нужен "зримый архитектурный центр". В связи со смертью Владимира Ленина в 1924 году архитектор Виктор Балахин предложил на месте храма Христа Спасителя построить грандиозное здание в честь вождя, Коминтерна и образования СССР.

Однако после окончания Гражданской войны стране не хватало ресурсов на реализацию большого проекта. Дискуссии о месте возведения и внешнем виде сооружения-символа продолжались почти 10 лет. Власти рассматривали несколько возможных мест для строительства — бывшие торговые ряды на Красной площади, Китай-город и Зарядье. Согласно сохранившимся протоколам, на заседании правительства Иосиф Сталин лично распорядился снести храм Христа Спасителя. Решение было связано с тем, что на 1932 год приходилось сразу несколько юбилейных дат: не только 120 лет с начала Отечественной войны и 100 лет со дня опубликования Николаем I манифеста о строительстве собора, но и 15 лет Октябрьской революции и 10 лет с момента создания СССР. Таким образом, было решено уничтожить символ православной купеческой России и создать вместо него памятник новой стране.

В 1931 году был объявлен конкурс на проект Дворца Советов, который выиграл архитектор Борис Иофан. 18 августа того же года храм Христа Спасителя начали разбирать. Демонтировать его целиком в кратчайшие сроки не вышло, поэтому 5 декабря того же года здание взорвали. После первого заряда храм устоял: рухнул только один из столбов, державших купол. Для полного разрушения понадобилось еще несколько подрывов.

Доработка проекта Дворца Советов заняла еще несколько лет. Высота сооружения должна была составлять около 420 м вместе со 100-метровой статуей Ленина, располагавшейся на вершине. Стройка началась в 1937 году, но довести проект до конца помешало начало Великой Отечественной войны. По ее окончании разрабатывали идеи по сооружению памятника меньшего размера, затем было принято решение перенести его из центра Москвы на юго-запад. А на месте храма Христа Спасителя в 1958 году открылся бассейн "Москва". 

Работы по возведению Дворца Советов предполагалось завершить к 50-летию Октябрьской революции в 1967 году. Но в 1963 году строительство было отложено, и к проекту больше не возвращались. Камень из старого храма использовали для отделки столичного метро, а на станции "Новокузнецкая" установили скамьи из собора. Мраморной крошкой из осколков фасадов посыпали парковые дорожки. Оригинальные горельефы можно увидеть в Донском монастыре в Москве. А из дощечек с именами героев войны 1812 года выложили ступени в Третьяковской галерее. Сейчас они хранятся в музее кафедрального собора.

Наследие

В конце 1980-х годов возникло общественное движение по восстановлению храма Христа Спасителя. Здание планировалось возвести в виде контура из ажурных металлических конструкций с часовней на месте алтаря. Но частных средств не хватило из-за инфляции, потребовалась помощь государства. Реконструкция собора в первозданном виде была включена в перечень объектов, строительство которых финансировалось Фондом возрождения Москвы.

В 1990 году Священный синод Русской православной церкви благословил возрождение храма. В 1994 году начались восстановительные работы, за основу был взят проект архитекторов Михаила Посохина и Алексея Денисова под руководством Зураба Церетели. Строительство заняло шесть лет, год длилась роспись. В 2000 году прошло торжественное освящение кафедрального собора. 

Сейчас храм Христа Спасителя воссоздан максимально близко к историческому облику и открыт для посетителей, однако фасады находятся на реставрации. В со­бо­ре хра­нят­ся час­ти­цы Ри­зы Ии­су­са Хри­ста, Ри­зы Бо­го­ро­ди­цы, гла­ва святого Ио­ан­на Зла­то­ус­та, мо­щи митрополита Фи­ла­ре­та (в миру Василий Дроз­до­в), ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри — Вла­ди­мир­ская и Смо­лен­ско-Ус­тю­жен­ская. В отличие от оригинального проекта, в нижней части современного здания обустроены музей и зал церковных соборов, в котором проводятся различные мероприятия. 

Фото: Википедия.

 


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

  • Барклай-де-Толли Михаил Богданович, русский полководец, генерал-фельдмаршал, полный кавалер ордена Святого Георгия, Главнокомандующий Русской армией в начале Отечественной войны 1812 года;
  • Верещагин Василий Васильевич, русский живописец, писатель, один из самых известных баталистов второй половины XIX века;
  • Киров (Костриков) Сергей Миронович, русский революционер, советский государственный и политический деятель, Первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б), член Политбюро ЦК ВКП(б);
  • Кутузов (Голенищев-Кутузов) Михаил Илларионович, русский полководец, государственный деятель и дипломат, генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года, первый полный кавалер ордена Святого Георгия;
  • Луначарский Анатолий Васильевич, российский революционер, советский государственный деятель, нарком просвещения РСФСР, писатель, публицист, искусствовед;
  • Романов Александр I Павлович, император и самодержец Всероссийский, великий князь Финляндский, царь Польский, проводник умеренно-либеральных реформ в России, внук Екатерины II;
  • Романов Александр III Александрович, император Всероссийский, царь Польский, великий князь Финляндский, консерватор, проводивший контрреформы, а также русификацию нацокраин;
  • Романов Николай I Павлович, император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский, третий сын императора Павла I, брат императора Александра I, отец императора Александра II, внук Екатерины II;
  • Рюрикович (Невский) Александр Ярославич, князь Новгородский, великий князь Киевский, великий князь Владимирский, полководец, святой Русской православной церкви;
  • Суриков Василий Иванович, русский живописец, мастер масштабных исторических полотен, академик и действительный член Императорской Академии художеств;
  • Ульянов (Ленин) Владимир Ильич, русский революционер, теоретик марксизма, советский политический и государственный деятель, организатор революции 1917 года в России, первый председатель Совета народных комиссаров РСФСР и СССР.

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10575 публикаций
Сайт: tass.ru/obschestvo/21916537
Поделиться:

Интересно:

Как в Царском Селе развлекали русских царей?
14.03.2025 14:27 Аналитика
Как в Царском Селе развлекали русских царей?
В Царском Селе отдыхали не только по-царски. Как выглядел досуг представителей императорской фамилии и их гостей. Стрельба и танцы Петр I задумал Царское Село как одну из мыз (дач) вдоль южного побережья Финского залива для "увеселения и домашней провизии, прогулок, чистого воздуха и охоты", где витал "дух простых удовольствий"1. Еще это был "кусочек Европы в России: Александровский парк напоминал парк Пагоденбург в Мюнхене, а гора Парнас - подобную гору на римской вилле Медичи"2. Здесь аристократам можно было погулять среди экзотической флоры и фауны. Некоторые сорта яблонь, приобретавшиеся у знаменитого ученого-садовода Э.Л. Регеля для выращивания в верхних теплицах Александровского парка, именовались в честь коронованных особ - "Наследник Николай Александрович" или "Император Александр". При императрице Елизавете на мызе "стреляли из пушек, кушали, ехали на охоту, после еды был бал...
К 100-летию со дня кончины святителя Тихона
14.03.2025 13:12 Мероприятия
К 100-летию со дня кончины святителя Тихона
12 марта 2025 года в пресс-центре «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвященная празднованию 100-летия со дня блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Эта памятная дата широко отмечается в России как на церковном, так и на государственном уровне. Для подготовки памятных мероприятий был учрежден Оргкомитет во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В пресс-конференции приняли участие статс-секретарь – заместитель Министра культуры Российской Федерации Жанна Алексеева; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии, сопредседатель Организационного комитета празднования 100-летия со дня кончины Патриарха Московского Тихона; митрополит Псковский и Порховский Матфей, председатель Комиссии Русской Православной Церкви по развитию паломничества и...
О подвиге танкистов и тружеников уральских заводов снимут фильм
12.03.2025 17:31 Новости
О подвиге танкистов и тружеников уральских заводов снимут фильм
На Уралвагонзаводе состоялась творческая встреча народного артиста России Игоря Угольникова с сотрудниками предприятия. Известный режиссер, продюсер и сценарист представил заводчанам сценарий нового художественного фильма «Урал-Фронту», посвященный подвигу танкистов и тружеников уральских заводов времен Великой Отечественной войны и сегодняшних дней. Он подчеркнул, что самое непосредственное участие в картине должны принять работники Уралвагонзавода — наследники великого подвига предков, которые сегодня также работают для победы.  Символично, что встреча состоялась 11 марта. В этот день в России отмечают День народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса на средства жителей Свердловской, Челябинской и Молотовской (Пермской) областей. Вклад Уралвагонзавода в создание корпуса...
Елена Мишакова: Конкурс «От эскиза до подиума» нужен нам всем
11.03.2025 22:35 Интервью, мнения
Елена Мишакова: Конкурс «От эскиза до подиума» нужен нам всем
10 марта в Общественной палате РФ состоялось подведение итогов проекта «От эскиза до подиума». Национальный конкурс «От эскиза до подиума» посвящен развитию творчества юных дизайнеров современной модной одежды. По приглашению организаторов я приняла участие в жюри заключительного этапа конкурса на котором состоялись показы коллекций участников прошедших предварительные этапы отбора.  Конкурс - национальный, в нём приняли участие дети из Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Владимира, Красноярска, Казани, Ханты-Мансийска, Московской области, Республики Мордовия, Екатеринбурга, других регионов и городов нашей страны. Юным дизайнерам помогали наставники, консультанты, организаторы конкурса, общественные организации, конечно же родители, наверное дедушки и бабушки,  друзья. Но главным стало желание молодых участников конкурса творить, создавать что-то новое, удивить...
Народы Древней Руси
11.03.2025 12:02 Аналитика
Народы Древней Руси
Древнерусская народность начала формироваться на территории Киевской Руси в IX-XIII веках. Новая этническая общность складывалась на основе взаимодействия различных славянских племён и их соседей, проживающих на обширной территории от берегов Балтики на севере до Чёрного и Каспийского морей на юге, от Дона на востоке до нижнего течения Дуная на западе. Численность древнерусского населения Определить численность населения Древней Руси практически невозможно, так как перепись в те времена не велась, а многие письменные документы были утеряны. Поэтому подсчёты являются приблизительными. Русский и американский историк Г.В. Вернадский (1887-1973), сопоставив данные различных источников, пришёл к мнению, что в начале XIII века, до монгольского нашествия, численность древнерусского населения составляла 7-8 миллионов человек. Ядро древнерусской народности – восточнославянские племена Согласно...