22-23 июля в Москве прошла стратегическая сессия «Историческая память в проектах и программах молодёжных движений и организаций», которой приняли участие более 150 активистов из 21 общественной организации и молодёжного движения. Её подготовил и провел Национальный центр исторической памяти при президенте РФ. Молодые лидеры и волонтёры формировали “дорожную карту” по созданию единой стратегии работы против фальсификации истории.
“Мы все живём в информационном поле исторической памяти. Даже можно сказать, что историческая память — это биография общества. Без этого невозможно существование ни одного государства, ни одной нации”, — сказала в своей вступительной речи директор Центра Елена Петровна Малышева.
Перед началом сессии Центр подписал договор о Сотрудничестве с Госфильмофондом РФ, для того чтобы активисты молодёжных объединений могли использовать уникальные архивные видео- и фотодокументы при создании медиапродукции по исторической тематике. Ведь не секрет, что современное восприятие информации молодым поколением эффективнее всего происходит в визуальном развлекательном формате.
Директор Центра Елена Петровна Малышева, как профессиональный историк и архивист, знает, насколько важно бороться с фальсификацией истории, особенно путём предоставления архивных документов, исторической кинохроники и фотофиксации различных событий. Ведь уходят из жизни те, кто может лично рассказать правду и о Великой Отечественной войне, и о послевоенных событиях борьбы с фашистскими недобитками, и о восстановлении страны из руин.
В своём интервью нашей редакции Елена Петровна пояснила, почему именно сейчас Центру так важно привлекать молодых к противодействию фальсификации истории.
— В этом году мы отмечаем 80-летие начала освобождения Европы от нацистской оккупации. Но именно с этим термином — оккупация — европейские правительства ведут особенно яростную борьбу. Они преподносят события 1944-45 годов как оккупацию их стран Советским Союзом, а не освобождение от нацизма. Как мы можем ответить на такую информационную войну?
Оккупация — это когда идёт обнуление своего, государственного суверенитета, запрещается родной язык, оскверняются национальные памятники, переписывается твоя история. Вот это оккупация.
Термин или нарратив “советская оккупация” сегодня предложен как идеологическая догма и направлен не только на умаление роли СССР в победе над фашизмом, но и полный переворот сознания и отношения к сотрудничеству СССР и стран Восточной Европы. Но это не общественный запрос простых людей. Несмотря на все усилия по промыванию мозгов, прежде всего молодёжи, сегодня в памяти простых европейцев живы воспоминания и об истинной роли Советской армии в их освобождении, и о сопротивлении самих граждан нацистским оккупантам.
— Вспомним французское Сопротивление, в котором участвовали бежавшие из лагерей советские военнопленные и наши белоэмигранты, югославскую армию Сопротивления, где также было много русских. Нацистской оккупации сопротивлялась Бельгия, Болгария, Греция, Австрия. Многие ученые за рубежом изучают эти страницы истории своей страны и доносят правду своим согражданам.
Об этом рассказывают не только ученые, но и постепенно вводимый в научный оборот новый массив архивных данных, документов разных лет, который в нашей стране используют общественные деятели, публицисты, педагоги. Колоссальную работу в этом направлении ведёт Центральный архив Министерства обороны России, где есть в том числе и трофейные документы. Они свидетельствуют о том, что Советским правительством велась огромная работа по восстановлению государств Восточной Европы в послевоенное время. Она заключалась и в продовольствии, и стройматериалах, других форматах помощи.
А о “советской оккупации”, например, Польши, мы тоже можем вспомнить. Эта страна была покрыта целой сетью концентрационных лагерей фашистской Германии. Они построили там целую фабрику по уничтожению людей. Отдельные польские компании принимали участие даже в проектировании газовых камер в Майданеке.
— Сбежавших пленных после восстания в лагере Собибор сдавали фашистам местные жители — поляки. И делали это с удовольствием.
Польская часть истории Великой Отечественной войны имеет для меня сокровенное значение. Мой дед, Владимир Валерьевич Черносвитов, прошедший всю войну на Ленинградском фронте сначала водителем полуторки на Дороге жизни, затем командиром разведподразделения, погиб в Польше на границе с Германией во время штурма Кюстринского плацдарма. Он захоронен в братской могиле на территории города Щецин Поморского воеводства.
— Это братская могила советских и польских солдат, погибших в борьбе с германской армией. В ней, по разным данным, захоронены 3032 до 3395 военнослужащих, из них известны имена лишь 562-х.
Все эти годы памятник и могила наших солдат были ухожены, на монументе по-польски выбиты фамилии всех захороненных, включая и моего деда. Это говорит о том, что местные жители на протяжении многих десятилетий ухаживали за могилой, монументом, отдавая дань памяти и благодарности этим людям. И когда я прочитала в интернете, что над захоронением в польском Щецине совершено глумление, я с болью подумала, не о том ли мемориале идёт речь. О чем говорит этот факт? О том, что до последнего времени общественное сознание простых людей не воспринимало советскую армию и советское присутствие в Польше “по вольной трактовке” современных русофобов, а именно как освобождение страны от нацизма.
— Наши соотечественники в Европе вместе с адекватной и здоровой частью европейского сообщества, несмотря ни на какие угрозы и давление, продолжают защищать правду и о Второй мировой войне, и о роли в ней Советского Союза. И здесь ведущее значение нашей диаспоры трудно переоценить. Говоря о создании курса истории русского зарубежья как части общей истории России для школ страны, Ваш Центр может внести свою лепту в объединение усилий и российских, и зарубежных историков в создании такого курса?
Работа с экспертным историческим сообществом как внутри России, так и за её пределами — одна из принципиальных позиций нашего Центра. Мы открыты всем здравомыслящим силам. Хорошие академические знания и фундаментальные исследования, архивные материалы должны лежать в основе любой работы, тем более если это школьный учебник. А история нашей русской диаспоры за рубежом — это часть общей истории российского народа, русской цивилизации, Русского мира в целом. Наш Национальный центр исторической памяти безусловно готов включиться в работу над курсом истории русского зарубежья вместе с другими заинтересованными организациями. Ведь то, что заложим в умы наших детей сегодня, станет основой будущего мира завтра. А это должны быть идеи дружбы народов, общие смысловые и цивилизационные смыслы, общее видение роли русского мира в истории мировой цивилизации.
26-27 июля Национальный центр исторической памяти провел вторую стратегическую сессию — «Проект «Без срока давности» в музейном пространстве». Она проходила в Санкт-Петербурге и была направлена на формирование единой концепции выставочных экспозиций проекта с учётом региональных особенностей геноцида советского народа нацистской Германией и ее пособниками.
Фото: Национальный центр исторической памяти.
Исторические события: