02.07.2024 11:28
Новости.
Просмотров всего: 1188; сегодня: 36.

О том, как готовили летчиков в 1940-е годы рассказал Главархив Москвы

О том, как готовили летчиков в 1940-е годы рассказал Главархив Москвы

В июле 1947 году сотрудникам Осоавиахима поручили подготовить 1480 человек летного состава. Среди учащихся были парашютисты, летчики-курсанты и офицеры запаса.

В конце 1930-х – начале 1940-х годов Москва была авиационной столицей СССР. В городе располагалось более половины всех авиастроительных заводов страны и почти все предприятия, где изготавливали моторы и другие комплектующие. Также в столице работали институты, специализирующиеся на самолетостроении: ЦАГИ, ЦИАМ и ВИАМ, а также высшие учебные заведения, где готовили летные экипажи: Московский авиационный институт и Военно-воздушная инженерная орденов Ленина и Октябрьской Революции Краснознамённая академия имени профессора Н. Е. Жуковского. В те годы среди молодежи были невероятно популярны кружки по самолетостроению, планеризму и секции по прыжкам с парашютом. В 1941–1945 годах работа Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) была прекращена, а имущество и аэродромы летных клубов были переданы в ведение Военно-воздушных сил Красной армии.

После 1945 года вопрос о подготовке летчиков военного и гражданского флотов вновь стал актуальным. Появились первые реактивные самолеты, которые нужно было уметь правильно технически обслуживать. Поэтому нужны были молодые пилоты, бортинженеры и другие технические специалисты. В Главархиве хранится секретное постановление Совета Министров СССР от 31 июля 1946 года № 1712-750 “О массовой подготовке и переподготовке летных кадров в организациях Осоавиахима СССР”, где было сказано о восстановлении полноценной учебной работы на базе Московской городской организации Осоавиахима. Столичные чиновники получили задание повысить квалификацию у 1480 специалистов летных специальностей в 1947 году. Выполняя правительственное задание, в Московской организации Осоавиахима быстро подобрали командиров, инструкторов и преподавателей в количестве 250 человек. Однако не хватало аэродромов и территорий для летных аэроклубов, где можно было бы проводить занятия, поэтому работа в этом направлении остановилась. Во время Великой Отечественной войны клубы были расформированы, а помещения переданы другим организациям, руководители которых отказались возвращать их летчикам. 

Так, два подмосковных аэродрома Осоавиахима оказались в распоряжении ВВС Московского военного округа, и, несмотря на многочисленные просьбы, командующий ВВС генерал-лейтенант Николай Сбытов согласился вернуть только один, меньший по размерам и не слишком удобно расположенный аэродром. Для оперативного разрешения накопившихся организационных проблем требовалось специальное решение Моссовета. Члены Моссовета выпустили новое решение в июле 1947 года под номером 31/10, где говорилось о том, что помещения аэроклубов нужно вернуть в ведение Осоавиахима в ближайший месяц. Решение Моссовета представлено в Главархиве Москвы. Одновременно сотрудники Моснежилотдела должны были подобрать здание для третьего аэроклуба. В течение нескольких месяцев текущего года здания должны были отремонтировать и полностью оборудовать. Сотрудники Осоавиахима также до 10 августа собирались завершить отбор и комплектование учебных отрядов. Решением Моссовета утверждался план переподготовки летных кадров в количестве 1480 человек. 600 парашютистов и 120 планеристов, чья подготовка была проще и занимала меньше времени, должны были окончить обучение уже 1 ноября 1947 года. 

Обучение проходили 70 летчиков спортивной авиации, 300 курсантов летных институтов и 390 летчиков запаса. Курсанты нуждались в серьезной летной практике, поэтому и обучение их длилось до ноября 1848 года. Чтобы предоставить им возможность получить летную практику, члены Моссовета обратились с просьбой к главкому ВВС маршалу авиации Константину Вершинину, чтобы он возвратил Осоавиахиму тот самый подмосковный аэродром, который так не хотел отдавать командующий авиацией Московского военного округа. В результате вмешательства Моссовета процесс переподготовки летных кадров для ВВС СССР наконец-то был запущен, а заодно восстановили и систематическое преподавание авиационных дисциплин в Московской организации Осоавиахима.  


Исторические события:


Команда ДОСААФ; парашютистки (слева направо): А.К. Султанова, В.М. Вологжанина, А.А. Мишустина, Н.М. Швейнова. Автор – Б.Е. Вдовенко. г. Саранск. Август-сентябрь 1953 г. Главархив Москвы
Команда ДОСААФ; парашютистки (слева направо): А.К. Султанова, В.М. Вологжанина, А.А. Мишустина, Н.М. Швейнова. Автор – Б.Е. Вдовенко. г. Саранск. Август-сентябрь 1953 г. Главархив Москвы

Девушка–курсант высшей парашютной школы Осоавиахима отдает рапорт инструктору перед посадкой в самолет У-2 для выполнения тренировочного прыжка. Автор Я.Е.Берлин. Пос. Тушино. 1934-1935гг. Главархив
Девушка–курсант высшей парашютной школы Осоавиахима отдает рапорт инструктору перед посадкой в самолет У-2 для выполнения тренировочного прыжка. Автор Я.Е.Берлин. Пос. Тушино. 1934-1935гг. Главархив

Девушка – курсант высшей парашютной школы Осоавиахима и инструктор в кабине самолета У-2 на Тушинском аэродроме. Автор – Я.Е. Берлин. Московская обл., пос. Тушино. 1934-1935 гг. Главархив Москвы
Девушка – курсант высшей парашютной школы Осоавиахима и инструктор в кабине самолета У-2 на Тушинском аэродроме. Автор – Я.Е. Берлин. Московская обл., пос. Тушино. 1934-1935 гг. Главархив Москвы

Авиационный парад самолетов ДОСААФ над Центральным стадионом им. В.И. Ленина во время празднования Дня советской молодежи. Автор – А. Стужин. Москва. 29.06.1958 г. Главархив Москвы
Авиационный парад самолетов ДОСААФ над Центральным стадионом им. В.И. Ленина во время празднования Дня советской молодежи. Автор – А. Стужин. Москва. 29.06.1958 г. Главархив Москвы


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 7259 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/140699073/
Поделиться:

Интересно:

14 июля 1896 года был представлен первый российский автомобиль
14.07.2024 10:06 Новости
14 июля 1896 года был представлен первый российский автомобиль
Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был выставлен на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде 14 июля 1896 года. В ходе мероприятия он совершал демонстрационные поездки. Создателями транспортного средства стали предприниматель Евгений Яковлев...
Владимир Путин посетил дворцово-парковый комплекс Ораниенбаум
12.07.2024 11:06 Новости
Владимир Путин посетил дворцово-парковый комплекс Ораниенбаум
Президент России Владимир Путин посетил дворцово-парковый комплекс Ораниенбаум, где около месяца назад после долгой реставрации полностью открылся Китайский дворец Екатерины II - уникальный памятник архитектуры в стиле рококо, сообщает ТАСС. Китайский дворец был возведен в конце 1750-1768 годов...
Уникальные археологические находки обнаружили новгородские ученые
12.07.2024 10:54 Новости
Уникальные археологические находки обнаружили новгородские ученые
Учёные Новгородского университета рассказали об археологических находках, сделанных на Троицком раскопе в Великом Новгороде и поступивших в камеральную лабораторию Центра археологических исследований кафедры истории России и археологии Гуманитарного института НовГУ.  С начала сезона сделано...
Бизнес-встреча прошла в Подмосковье
12.07.2024 10:26 Новости
Бизнес-встреча прошла в Подмосковье
В индустриальном парке «Есипово» прошла бизнес-встреча представителей Мининвеста и Союза промышленников и предпринимателей «Иволга», посвященная новым возможностям для бизнеса. Об этом сообщает пресс-служба Министерства инвестиций, промышленности и науки Московской области. «Сегодня Союз...
В атмосферу загородного отдыха прошлых веков погрузится Москва
12.07.2024 10:18 Мероприятия
В атмосферу загородного отдыха прошлых веков погрузится Москва
С 12 июля по 18 августа в рамках фестиваля «Усадьбы Москвы» «Городская дача» открывается на территории музея-заповедника «Царицыно» и в усадьбе Измайлово. На протяжении месяца любой желающий сможет погрузиться здесь в атмосферу загородного отдыха...