Совместная экспедиция Русского географического общества и Фонда «Люди моря», проходящая при поддержке морской инженерной компании «Фертоинг» и гидрографической службы Тихоокеанского флота, вышла на поиски советской подводной лодки «Л-19», сообщает пресс-служба Минобороны России.
Поиски подлодки будут проходить в западной части пролива Лаперуза, откуда подводная лодка последний раз выходила на связь. Совместная экспедиция работает на борту БГК «Алексей Анашкин», оснащенного поисковой гидроакустической аппаратурой, позволяющей обнаруживать и идентифицировать подводные объекты. На катере работают специалисты гидрографической службы Тихоокеанского флота ВМФ России и морской инженерной компании «Фертоинг». В рамках работы экспедиции предстоит обследовать три района, где предположительно может лежать погибшая подводная лодка.
Команда «Фертоинг», основатель Фонда «Люди моря», работает над обнаружением подлодки «Л-19» на протяжении нескольких лет. В 2023 году поисковые работы в проливе Лаперуза проходили на борту многофункционального судна «Ламантин», оснащенным телеуправляемым необитаемым подводным аппаратом. В декабре 2023 года компания «Фертоинг» обследовала погибшую в 1943 году американскую подводную лодку «Ваху» с выполнением фотограмметрии и построением трехмерной модели погибшей подлодки.
В мае 2024 года на борту судна «Ламантин», при поддержке компании судовладельца Femco, к месту гибели «Ваху» вышли представители Фонда «Люди моря», Русского географического общества и журналисты ведущих российских СМИ. Участники экспедиции возложили на воду венок с надписью «Русские помнят…», а телеуправляемый подводный аппарат опустил к борту погибшей подлодки памятную табличку. Погодные условия не позволили провести поиск «Л-19» в рамках экспедиции на «Ламантине», и организаторами было принято решение перенести поиск на июнь 2024 года.
Для справки: «Л-19» является последней погибшей подводной лодкой во время Второй мировой войны. 19 августа 1945 года, через полторы недели после начала войны с Японией, она вышла в боевой поход с разведывательными задачами. На борту подлодки под командованием капитана 3 ранга Анатолия Кононенко находились 64 члена экипажа. За время боевого похода подлодка потопила два японских транспорта. Последней боевой задачей для «Л-19» стал приказ перейти проливом Лаперуза в залив Анива, где произвести разведку японских сил. 23 августа командир подлодки доложил радиограммой о начале форсирования пролива Лаперуза, после чего связь с лодкой была потеряна.
Точное место и причины гибели «Л-19» по сей день остаются неизвестными, предполагается, что подлодка могла подорваться на минном заграждении, выставленном японцами. Системные поиски «Л-19» начались морским поисково-исследовательским отрядом Тихоокеанского флота на яхте «Искра» в начале 21 века. В ходе поисков «Л-19» в 2006 году, в проливе «Лаперуза» была найдена американская субмарина «Ваху».
Фото: Минобороны России.
Исторические события: