Дмитрий Андреевич Клепинин родился 14 апреля 1904 года на Кавказе, в городе Пятигорске. Он был третьим ребенком в семье известного архитектора и храмостроителя Андрея Николаевича Клепинина. Как и многие русские, Клепинины в 1920 г. эмигрировали из большевистской России. Семья скиталась по Европе, с 1925 г. проживала во Франции.
Дмитрий Клепинин с юности не видел себя иначе чем на церковном поприще. Окончил богословский институт в Париже, богословскую семинарию в Нью-Йорке, активно участвовал в религиозной и культурно-просветительской жизни русских эмигрантов. В 1937 г. он был рукоположен в священники.
Осенью 1939 года он был назначен настоятелем церкви Покрова Пресвятой Богородицы при общежитии матери Марии (Скобцовой) на улице Лурмель. О. Димитрий и мать Мария – очень разные по возрасту и темпераменту – тем не менее не только нашли общий язык, но и стали единомышленниками и друзьями и прошли совместный путь вплоть до мученической кончины.
С самого начала оккупации Парижа о. Димитрий принимал активное участие в Сопротивление, входил в Комитет помощи заключенным лагеря Компьен.
Когда начались массовые аресты евреев, он по собственной инициативе использовал любую возможность для помощи им.
К июлю 1942 года, в связи с усилением гонений на евреев, свидетельство о крещении стало играть решающую роль в определении их участи, становилось своего рода «охранной грамотой». О. Димитрий решил выдавать такие свидетельства. По его убеждениям, сам Спаситель поступил бы таким же образом при такой нужде.
При этом о. Димитрий различал в каждом случае тех, кому это свидетельство было необходимо для спасения от преследований, и тех, кто искренно желал принять православную веру. Первым он выдавал свидетельство о принадлежности к лурмельскому приходу, вторых же тщательно готовил к крещению.
В ответ на требование епархиального управления представить списки новокрещенных мужественный о. Дмитрий ответил: «В ответ на Ваше предложение предоставить Вам списки новокрещенных, начиная с 1940 года, я позволю себе ответить, что все те, которые, – независимо от внешних побуждений, – приняли у меня крещение, тем самым являются моими духовными детьми и находятся под моей прямой опекой... Ввиду этого я вынужден отказаться дать запрашиваемые сведения».
В феврале 1943 г. о. Дмитрий Клепинин был арестован гестапо. Впоследствии гестаповец Гофман рассказывал, что о. Дмитрию предлагали свободу при условии, что он перестанет помогать евреям. Он показал свой наперсный крест с изображением Распятия: «А этого Еврея вы знаете?» Ему ответили ударом по лицу. «Ваш поп сам себя погубил, – заметил Гофман, – он твердит, что если его освободят, он будет поступать так же, как и прежде».
Сначала о. Дмитрий оказался в лагере Компьен, потом – в лагерь Дора-Миттельбау в Германии, где заключенные были заняты на тяжелейших работах в подземных туннелях по выпуску новейших немецких вооружений. Были здесь и русские из СССР. С ними обращались хуже всех, и о. Дмитрий сразу отказался от нашивки, свидетельствующей о его принадлежности к Франции. Он заменил ее на советскую – желая всецело разделить страдания своего народа.
Продуктовые передачи с воли он отдавал голодным заключённым и погибал, теряя силы. Заключённые стали просить за истощенного больного старика – перевести о. Дмитрия на более лёгкий труд. Но на вопрос тюремщика, сколько ему лет, он ответил: тридцать девять – поскольку не умел врать.
Дмитрий Клепинин умер 9 февраля 1944 г. от воспаления легких и был сожжен в крематории лагеря Бухенвальд, куда свозили умерших из Доры. Перед смертью он попросил надсмотрщика поднять его руку и перекрестить его.
Фото: сайт Азбука веры.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: