11.06.2024 10:31
Аналитика.
Просмотров всего: 11194; сегодня: 2.

Солженицынские тетради: Материалы и исследования

Солженицынские тетради: Материалы и исследования

Когда Надежду Григорьевну Левитскую, отбывавшую срок в сталинских лагерях, вызвал начальник и предложил «сотрудничать», она ответила: «Меня мама еще учила, что доносить-ябедничать нельзя». В тот же день ее с этапом отправили на лесоповал. Обо всем этом Надежда Григорьевна, дочь одного из ближайших соратников Николая Вавилова, рассказывала в своем письме к Солженицыну в 1990 году. А до этого, еще в годы так называемого застоя, она была одной из «невидимок» – тех, кто, рискуя жизнью, прятал произведения Солженицына и передавал их для публикации. Также среди них была и незабвенная Елена Цезаревна Чуковская, блистательный литературовед и человек совершенно фантастического мужества.

Обо всем этом и о многом другом можно узнать, взяв в руки восьмой выпуск альманаха «Солженицынские тетради», – как всегда, посвященного наследию писателя.

Альманах представляет неопубликованную доселе третью часть воспоминаний писателя о его студенческой жизни в Ростове-на-Дону. Он писал их в Вермонте, спустя почти полвека, но поражаешься точной, ясной памяти писателя и его способности передать юношеское, порывистое, порою сбивчивое, восприятие окружающего мира. Здесь и рассказ о первой женитьбе, и ощущение вины перед матерью за то, что не успевал уделять ей достаточное внимание, и яркие, мощные впечатления от велопробега по югу СССР. Перед нами встает жизнь 1930-х годов – нищая и, в то же время, полная надежд.

А вот, как, к примеру, Александр Исаевич описывает свое впечатление от «Дней Турбиных»: «Я был полностью ошеломлен, другого такого сильного театрального впечатления не помню: ведь я жил постоянной тенью революции и Гражданской войны – и вдруг рельефно восстанавливается другая сторона, белая – которой я сердцем, оказывается, по-прежнему предан… И сверх того: сам дух Булгакова, сверкающая легкость его – как призывны, как родны мне. Первый раз открываю писателя, до такой степени близкого мне! Ощущение – старшего брата».

Читатели смогут познакомиться и с другими неизвестными строками Александра Исаевича, в частности, – с его письмами к своим соратникам. Здесь и восторженный очерк об А. Сахарове: писатель буквально любуется какой-то поистине детской наивностью академика и, в то же время, его совершенно фантастическим, запредельным отсутствием чувства страха. Необычайно интересно и письмо к Солженицыну одного из самых его любимых собеседников и корреспондентов – замечательного физика-теоретика Михаила Поливанова. В «Тетрадях» приводится всего одно письмо Поливанова к Солженицыну, но за ним чувствуется личность огромного масштаба. Вот всего лишь одна цитата: «…Духовные основы русофилов вызывают во мне сильнейшие подозрения: я боюсь этого направления, т. к. думаю, что они ничего не понимают в истинных основах русской и православной традиции, <…> а просто хватаются за всё, чем могут поддержать свой национализм. Если национализм малых наций понятен и простителен и – во всяком случае – сравнительно безопасен, то национализм наций великих (хотя бы числом) быстро ведет к мрачному тоталитаризму».

В альманахе представлен и ряд статей, так или иначе анализирующих творчество писателя. Особый интерес, наверное, вызовет публикация одной из самых известных исследовательниц творчества Солженицына Галины Тюриной, посвященная донскому писателю Федору Крюкову, чье сердце не выдержало испытаний Гражданской войны. Те, кто сомневался в авторстве Шолохова, считали именно Крюкова создателем «Тихого Дона».

Другая работа Тюриной, в соавторстве с Екатериной Жуковой, представляет фантастическое по объему исследование, выполненное в различных архивах России. Оно посвящено истории рода Щербаковых, к которому принадлежала мать Солженицына. Читатели могут проследить драматическую судьбу этой крепкой ставропольской семьи, владевшей, как тогда говорили, «экономией» и прошедшей сквозь все жернова страшных сталинских лет.

Любителям библиографии наверняка стоит обратить внимание на статью Надежды Егоровой о книжном собрании русских эмигрантов «второй волны» Пашиных (Пасхиных), ныне хранящейся в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына. Николай Сергеевич Пашин, профессор русского языка и литературы в Стэнфордском университете, прошел и сталинские лагеря, и немецкий плен. Оказавшись в Америке, он продолжал служить русской словесности и оказал Александру Исаевичу огромную помощь при работе над историей Февраля 1917 года для «Красного колеса». 

Никита Струве. Встреча с Россией. Статьи, доклады, воспоминания, беседы, письма / Москва-Париж: Русский путь: YMCA-Press, 2021. – 640 с. 

Он всю жизнь служил России, писал о ней, публиковал произведения, запрещенные на земле, ставшей Советской, однако на исторической родине побывал, когда исполнилось почти 60 лет. Поводом для этого стала поистине эпохальная выставка «YMCA-Press» в Библиотеке иностранной литературы в Москве осенью 1990 года. Конечно, СССР доживал последний год, но советская власть была еще крепка. И потрясенные москвичи и гости столицы просто шли, чтобы взять в руки книги столь недавно проклятых о. Сергия Булгакова, Николая Бердяева, Семена Франка и Александра Солженицына. Каждый день гости выставки могли общаться с человеком, появление которого в СССР казалось просто чудом. Невысокого роста, ироничный, в котором чувствовалась огромная внутренняя культура. И, конечно, благородство. Это был Никита Алексеевич Струве (1931–2016).

Сейчас, когда со времени его ухода прошло почти пять лет, всё больше понимаешь огромный масштаб личности этого удивительного человека. Именно благодаря ему были впервые изданы «Архипелаг ГУЛАГ», «Собачье сердце», «Чевенгур», многие стихи Николая Гумилева, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой. То есть книги, во многом определившие судьбы нескольких поколений. А еще, будучи почти полвека главным редактором журнала «Вестник РСХД», Никита Алексеевич неустанно бился за права верующих в СССР, печатал произведения великих русских религиозных философов. Позднее, уже в перестроечные времена, он и В.А. Москвин организовали дары книг в провинциальные библиотеки России. Никита Алексеевич с огромным удовольствием выступал в переполненных залах Орла, Белгорода, Липецка, Владивостока. И, конечно, во многом благодаря ему, а также Александру Исаевичу и Наталье Дмитриевне Солженицыным и В. А. Москвину, удалось создать Дом Русского Зарубежья.

Именно этот водораздел его жизни – возвращение на родину, которую он никогда не видел, – и взяли за основу составители книги «Никита Струве. Встреча с Россией», только что вышедшей в совместном издании «YMCA-Press» и «Русского пути». Над книгой работали верная соратница Струве, ныне главный редактор «Вестника РХД», Татьяна Викторова и известная исследовательница русского православного Зарубежья Наталья Ликвинцева. Ряд переводов подготовлен Светланой Дубровиной.

В сборнике представлены статьи, интервью, стенограммы выступлений этого, безусловно, одного из самых значительных российских просветителей ХХ века. Здесь и предисловия, которые он писал к «Вестнику», и размышления о наследии как русских, так и зарубежных богословов, и мысли о наследии классиков русской литературы. Одно из центральных мест сборника, конечно, занимает Солженицын. «Мы на Западе, во всяком случае, русские эмигранты и их потомки, всегда все знали, что происходит в России, знали о ГУЛАГе почти всё чуть не с самого его возникновения. Но Запад не хотел верить… А вот в солженицынское слово он поверил… Поверил он потому, что Солженицын обладал необычайной словесной художественной силой, обладал редкой способностью овладевать множественностью, способностью организовывать множество голосов в единое целое».

Многие статьи и заметки Никиты Алексеевича направлены на разъяснения «феномена Солженицына» для Запада. Струве рассматривал солженицынское слово как слово пророка, посланного рассказать всю правду о русской трагедии ХХ века. Интересно, что он вспоминал о первой встрече, когда великого писателя только выслали за границу. Александр Исаевич ясно и спокойно сказал ему: «Я вижу день, когда вернусь в Россию. И Вы вернетесь тоже». А ведь на дворе был 1974 год! А еще читателей ждут яркие, меткие характеристики ряда крупных деятелей православия как за границей, так и в России, статьи об Алексее Хомякове, о. Сергии Булгакове, Льве Шестове; о Льве Толстом, Пушкине, Достоевском, Тютчеве.

Автор: Виктор Леонидов.

Опубликовано в журнале Новый Журнал, номер 307, 2022.

Изображение из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12145 публикаций
Сайт: magazines.gorky.media/nj/2022/307/solzheniczynskie-tetradi-materialy-i-issledovaniya-3.html
Поделиться:

Интересно:

Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...
Как освещались дома на Руси
10.11.2025 11:13 Аналитика
Как освещались дома на Руси
Трудно вообразить, как наши предки обходились без электричества, с учетом того, что в крестьянских домах окна «застеклялись» бычьим пузырем, и жилые помещения даже днем находились в полумраке. Помимо лучин, как у большинства малоимущего населения, в более состоятельных домах использовались факела, свечи, а затем появились и масляные светильники. Естественно, что исходя из эстетических потребностей, светцы – держатели лучин, подсвечники, светильники, масляные лампы и канделябры были одним из важных декоративных элементов жилища. Уникальная коллекция масляных светильников была найдена в славянском культурном слове при раскопках городища Саркел-Белая Вежа. Саркел, что на хазарском языке означало «Белый дом», а затем переименованный на славянский лад «Белая Вежа» - хазарский город-крепость на левом берегу реки Дон, построенный в 834-837 годах на перекрестке торговых путей. В 965 году Саркел...
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...