Николаю Корнеевичу Чуковскому повезло. Его отец – известный детский поэт, критик, литературовед Корней Чуковский – с младенчества прививал сыну любовь к литературе. Еще в детстве Николай Корнеевич мог наблюдать Владимира Маяковского, сочиняющего «Облако в штанах» в поселке Куоккала (в настоящее время поселок Репино Ленинградской области), чуть ли не ежедневно видеть И.Е. Репина, встречаться с А.А. Блоком, А.М. Горьким, Л.Н. Андреевым, другими прославленными современниками. Сохранилась фотография, сделанная 30 марта 1919 г. – в день празднования 50-летия А.М. Горького в помещении издательства «Всемирная литература», на которой 14-летний Коля сидит на коврике, на полу, в ногах у автора «На дне», а рядом – А.А. Блок, Н.С. Гумилёв, Е.И. Замятин и другие писатели.
Неудивительно, что Николай Чуковский с детства писал стихи и совсем юным посещал литературную студию «Звучащая раковина», созданную Н.С. Гумилёвым. В 1922 г. вышел поэтический альманах «Ушкуйники», в котором участвовали члены студии. Восемнадцатилетний Чуковский опубликовал там три стихотворения под псевдонимом «Ник. Радищев». В 1923 г. в первом номере берлинского журнала А.М. Горького «Беседа» была напечатана поэма Н.К. Чуковского «Козлёнок». Писал он и стихи для детей. Своего рода итогом поэтической деятельности Николая Корнеевича стал его первый и единственный сборник «Сквозь дикий рай» (Л., 1928). После него Чуковский свои оригинальные стихотворения не печатал – он был очень строгим судьей по отношению к самому себе. С тех пор Н.К. Чуковский считал себя прозаиком, тем более что первые опыты в прозе появились у него еще в 1921 г., когда он сблизился с литературной группой «Серапионовы братья».
Известность, особенно среди юных читателей, к прозаику Николаю Чуковскому пришла рано – вскоре после выхода его первых повестей: «Танталэна» (Л.-М., 1925), «Приключения профессора Зворыки» (Л., 1926), «Капитан Джемс Кук» (М.-Л., 1927), «Навстречу гибели» (М.-Л., 1929), «Один среди людоедов» (М.-Л., 1930). Читательская любовь стала еще сильнее после того, как увидели свет «Водители фрегатов» (М.-Л., 1941) – книга писателя, выдержавшая наибольшее количество переизданий. В нее вошли повести о великих мореплавателях прошлого, написанные в конце 1920-х и в 1930-е гг.
Хорошо известен Николай Чуковский и как переводчик поэзии и прозы. Он сделал достоянием отечественных читателей произведения Э. Сетон-Томпсона, Р.Л. Стивенсона, М. Твена, Ш. Петефи, Ю. Тувима и многих других.
В середине 1930-х гг. под влиянием веяний времени Н.К. Чуковский создал целый цикл историко-революционных повестей и романов о Гражданской войне: «Слава» (1935), «Княжий угол» (1936), «Ярославль» (1938).
В 1939 г. Н.К. Чуковский был призван в армию, принял участие в советско-финляндской войне. С первого дня Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 г., Чуковский стал военным корреспондентом газеты «Красный Балтийский флот», с октября 1943 г. – инструктором Главного политуправления Военно-Морского Флота СССР. Ему выпало сражаться в самом пекле, он защищал осажденный Ленинград. Об этом позднее был написан роман «Балтийское небо». Той же теме посвящено, может быть, лучшее произведение Николая Чуковского – созданный в середине 1960-х гг. рассказ «Девочка-жизнь».
Послевоенные годы оказались для Н.К. Чуковского очень успешными в общественном плане. Он являлся членом правлений союзов писателей СССР и РСФСР, председателем секции переводчиков Союза писателей СССР, членом правления издательства «Советский писатель».
Материалы, составившие фонд Н.К. Чуковского, передавала в 1967–1972 гг. в Центральный государственный архив литературы и искусства (в настоящее время Российский государственный архив литературы и искусства – РГАЛИ) его жена Марина Николаевна Чуковская. Фонд невелик по объему и неполон по составу. Основной его раздел – рукописи писателя, и прежде всего его роман «Балтийское небо», над которым Чуковский работал в 1946–1952 гг. Некоторые главы романа представлены в нескольких вариантах, особой ценностью обладают отрывки, по разным причинам не вошедшие в книгу. По материалам раздела можно проследить, как Н.К. Чуковский работал над книгой «Водители фрегатов». Некоторые повести из книги претерпевали изменения на протяжении 1926–1957 гг.
Большинство повестей и рассказов, вошедших в состав фонда, относятся ко второй половине 1940-х – первой половине 1960-х гг. Однако и во время войны Н.К. Чуковский продолжал работать над прозаическими произведениями – повести «Двое», «Девять братьев», «Орешек», «Кайт» 1942–1944 гг., представленные в фонде автографами и машинописью с авторской правкой. Несомненной ценностью обладают также фронтовые очерки Н.К. Чуковского и несколько его рассказов 1930-х гг.
Значительную часть раздела рукописей составляют воспоминания Чуковского. Писались они на закате жизни, без оглядки на цензуру и самоцензуру, понимая, что опубликовать их вряд ли удастся: слишком они были откровенны. Впервые эти воспоминания целиком вышли в свет только в 1989 г. В них содержатся портреты В.В. Маяковского, А.А. Блока, В.Ф. Ходасевича, Н.С. Гумилева, М.А. Волошина, О.Э. Мандельштама, К.К. Вагинова, Н.А. Заболоцкого, Ю.Н. Тынянова, Б.К. Лившица, Д.И. Хармса, Н.М. Олейникова, Е.Л. Шварца, В.И. Стенича и многих других.
Раздел переписки в описи отсутствует, однако в других фондах архива хранятся письма Н.К. Чуковского А.А. Фадееву, К.М. Симонову, В.Ф. Пановой, А.К. Тарасенкову, В.Б. Шкловскому, Н.О. Лернеру, Ю.Н. Либединскому, Л.Н. Лунцу, Е.Л. Шварцу, А.А. Беку, Е.А. Благининой, В.Н. Орлову.
Текст: О.В. Турбина, Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: