28 мая 1922 года Всероссийский центральный исполнительный комитет утвердил «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Наркомата юстиции РСФСР, была учреждена Государственная прокуратура.
В соответствии с Положением о прокурорском надзоре в РСФСР на прокуратуру возлагалось:
- осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
- непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания за раскрытием преступлений, а также наблюдение за деятельностью органов ГПУ;
- поддержание обвинения в суде;
- наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
До 1933 года прокуратура не была самостоятельным органом и длительное время находилась в системе органов юстиции, а затем при Верховном Суде СССР, что предопределяло особенности ее деятельности в связи с общими задачами последних. Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР в начале 1928 года постановили: «Во главе прокуратуры данной республики стоит прокурор республики. Прокурором республики является, согласно законодательству соответствующей союзной республики, народный комиссар юстиции либо его заместитель».
В этом же, 1928 году, была изменена ст. 60 Положения о судоустройстве РСФСР. Теперь в ней указывалось: «Во главе Прокуратуры РСФСР в качестве Прокурора Республики стоит Заместитель Народного Комиссара Юстиции РСФСР. В непосредственном заведывании Прокурора Республики находится входящее в состав Народного Комиссариата Юстиции Управление Прокуратуры Республики».
В положении о Верховном суде СССР предусматривалось образование Прокуратуры Верховного суда СССР. Прокуратура СССР учреждена постановлением ЦИК СССР и СНК СССР 20 июня 1933 года в связи с упразднением Прокуратуры Верховного суда СССР. 17 декабря 1933 года было принято положение о прокурорском надзоре в СССР.
Таким образом, был сделан еще один шаг к централизации прокуратуры, однако эта централизация не была доведена до конца – прокуроры республик продолжали оставаться наркомами юстиции союзных республик, а значит, подчинялись не только Прокурору СССР, но и СНК и ЦИК своей республики.
Процесс становления прокуратуры как самостоятельного и независимого от администрации органа формально завершен лишь в 1936 году.
Конституция CСCP закрепила становление прокуратуры в виде единой системы. В конституциях союзных республик было записано, что высший надзор за законностью на территории союзной республики осуществляет Прокурор СССР как непосредственно, так и через прокурора республики. При этом Прокурор СССР назначался Верховным Советом СССР сроком на 7 лет и только перед ним был ответственен.
В этой связи приписываемое большевикам «отцовство» российской прокуратуры страдает явным преувеличением. Напротив, большевистская власть целых пять лет после Октябрьской революции тщетно пыталась обойтись без прокуратуры, полагаясь на различные структуры «революционного» народного обвинения, но все же была вынуждена обратиться к петровскому детищу, модернизировав его в интересах «диктатуры пролетариата». Иначе говоря, и на этом историческом витке России альтернативы петровскому творению не нашлось. Таким образом, большевики вынуждены были отказаться от идеи отрицания государственных институтов и возродить прокуратуру, причем наделив ее функциями, аналогичными функциям прокуратуры дореволюционного периода. Политическая и социально-экономическая обстановка диктовала необходимость контрольно-надзорного органа, каким и стала прокуратура.
По материалам Исторического портала «Московия».
Изображение из открытых источников.
Исторические события: