Реставраторы завершили работы по восстановлению советского автобуса ЗИЛ-158 с прицепом. Это последняя массовая модель автобуса бывшего завода имени Лихачева. Экспонат займет свое место в постоянной экспозиции Музея транспорта Москвы в гараже Константина Мельникова на Новорязанской улице. Сейчас памятник эпохи авангарда находится на реставрации, ему возвращают исторический облик.
«Музей транспорта Москвы продолжает готовить коллекцию постоянной экспозиции в гараже Константина Мельникова на Новорязанской улице. Все работы выполняются по поручению Мэра Москвы Сергея Собянина. Здесь можно будет увидеть уникальную технику, которая сохранилась в одном или нескольких экземплярах. Уверены, что это будет один из самых посещаемых музеев столицы», — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
Серийное производство автобусов ЗИЛ-158 началось в августе 1957 года. В 1959-м в связи с необходимостью высвобождения производственных площадей под расширение выпуска перспективных грузовых автомобилей ЗИЛ-130 данную модель стали изготавливать на Ликинском автобусном заводе (Московская область). Выпуск автобусов ЗИЛ-158 на заводе имени Лихачева закончился в марте 1960 года, на городских маршрутах машины московского производства работали до середины 1970-х.
«Автобус ЗИЛ-158 появился на дорогах столицы в конце 1950-х годов, во времена хрущевской оттепели. ЗИЛ-158, как и его предшественник ЗИС-155, планировался как временная и переходная модель в ожидании доводки и освоения более совершенной модели городского автобуса. В итоге автобус стал одной из самых массовых моделей завода имени Лихачева и эксплуатировался в нашей столице до 1970-х годов», — добавила Оксана Бондаренко, директор Музея транспорта Москвы.
Главной отличительной чертой автобуса ЗИЛ-158 стала увеличенная по сравнению с моделью ЗИС-155 колесная база и, как следствие, вместимость. Кроме того, некоторые машины оснащали прицепами, благодаря чему они вмещали до сотни человек.
В коллекции музея находятся два автобуса модели ЗИЛ-158. Машина 1959 года выпуска после списания была отправлена в ведомственный санаторий Управления пассажирского транспорта Мосгорисполкома, где использовалась в качестве подсобного помещения. В 1993-м автобус передали для формирования коллекции музея. К августу 1994 года ЗИЛ-158 был восстановлен до ходового состояния и принял участие в параде, посвященном 70-летию московского автобуса.
С 2022 по 2024 год специалисты восстановили и укрепили кузов автобуса, а также провели лакокрасочные работы.
Фото: пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.