В бывшем главном доме с оранжереей усадьбы Морозова началась реставрация. Объект культурного наследия регионального значения, расположенный в Подсосенском переулке, долгое время не использовался и сейчас нуждается в проведении полного комплекса работ. Специалисты займутся цоколем, фасадами, а также архитектурно-художественными элементами в интерьерах. Здание приспособят для современного использования.
Работы пройдут под контролем Департамента культурного наследия города Москвы в соответствии с согласованной проектной документацией. После реставрации здесь разместят киношколу, где будут обучать кинорежиссеров, сценаристов, операторов, продюсеров и актеров.
«Дом с оранжереей усадьбы Морозова в Подсосенском переулке — интереснейший памятник архитектуры. В ходе научно-исследовательских работ специалисты уже сделали несколько открытий. Под слоями поздней покраски им удалось обнаружить историческую роспись потолка в мавританской комнате и отделку стен искусственным мрамором и кафелем в интерьерах конца XIX — начала XX века. В ходе работ не исключены новые реставрационные находки», — рассказал руководитель столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Последнее неисследованное творение зодчего
Каменное пятиэтажное здание возводили в течение XVIII-XX веков. В его основе — часть кирпичных сводчатых подвалов, относящихся к последней четверти XVII столетия. Фасады на уровне полуподвала и первого этажа отделаны в стиле эклектики, на уровне третьего — пятого этажей окрашены по бетонной крошке в советский период. От бывшего зимнего сада сохранилась примыкающая к внутреннему углу здания пятистенная ограда. В месте соединения галереи с домом можно увидеть участки отделки в виде грота из стилизованных уплощенных сталактитов, характерных для творчества знаменитого архитектора Федора Шехтеля.
«Здание уникально тем, что это последний в городской черте неисследованный дом знакового для Москвы зодчего. В советский период первоначальная структура здания и авторские приемы Федора Шехтеля были фактически законсервированы. Это позволило уникальным образцам архитектурных решений сохраниться до нашего времени» — подчеркнул главный архитектор проекта Дмитрий Лурье.
История усадьбы Морозова
Основу территории исторического владения составила обширная усадьба бургомистра Дмитрия Плавильщикова. Во второй половине XIX века участок перешел к купцу Викуле Морозову. На плане 1868 года представлена композиционная структура, в основном сформировавшаяся еще в XVIII — начале XIX века. В саду дополнительно показана оранжерея и беседка.
К 1895 году старый главный дом расширили и дополнили новыми объемами по проекту архитектора Федора Шехтеля. На рубеже XIX-XX веков домовладение в западной части уплотнилось застройкой по северной и южной границам. Композиционной особенностью участка являлось наличие старого главного дома, расположенного в глубине, за появившимся в 1878–1879 годах особняком.
В начале XX века к старым палатам пристроили новый т-образный корпус по проекту архитектора Адольфа Эрихсона. Он примкнул к зимнему саду, ранее выстроенному под наблюдением и при участии Федора Шехтеля.
В 1914-м к особняку, возведенному в 1878–1879 годах, сделали новую пристройку по проекту архитектора Ильи Бондаренко. После революции владение было национализировано. В начале 1920-х годов в здании располагался детский дом имени А.В. Луначарского. Примерно в 1937-м высота корпуса выросла до пяти этажей. Часть с зимним садом была утрачена, вероятно, после 1940-го.
В 1990-2000-х годах дом занимали различные учреждения, которые неоднократно проводили ремонтные работы как снаружи, так и внутри. В здании долгое время размещалось крупнейшее в СССР издательство «Наука».
Проект реставрации
Для разработки проекта реставрации специалисты провели комплексные научные исследования и описали все особенности памятника. В здании выявили несколько помещений, сохранивших облик, который придал им Федор Шехтель в последние годы XIX столетия. Это, например, палата, в которой от первоначального строения остался высокий купольный свод. Вся его поверхность и простенки между окнами покрыты росписью — листьями чертополоха с яркими красными плодами и вкрапленным золотым нитевидным орнаментом. Над входной дверью раскрыто геральдическое изображение в виде льва. Палату расписывал, предположительно, Михаил Врубель.
Второй, самый большой из залов, сохранивших свидетельство об отделке помещений по проектам Федора Шехтеля, оформлен лепным узором. Он покрывает потолок, верхние части стен и межоконные проемы. Гипсовая резьба украшает наддверные и надоконные вставки. Некоторые участки потолков украшены монументальной живописью.
Третья комната небольшого размера оформлена в восточном мавританском стиле. Здесь сохранились первоначальные оконные проемы с наличниками в виде подковообразных арок, трехлопастный наличник двери, орнаментальные рельефы между окнами и кессоны потолка с резными деревянными балками.
Следующее помещение — ванная комната. В ней под отделкой позднего периода сохранились стены, выложенные метлахской плиткой, и профилированные карнизы. В комплексе технических помещений выявили отдельную комнату, оформленную искусственным мрамором. Предположительно, это старообрядческая моленная, характерная для некоторых домов Федора Шехтеля. Она украшена орнаментальными цветными узорами. На потолке есть звезды из сусального золота.
Все декоративные элементы и интерьеры анфиладной группы комнат нуждаются в расчистке и реставрации, так как обнаружены повсеместные загрязнения и поздние слои краски.
Реставрационные работы
В соответствии с проектом реставраторы поставят леса с защитной сеткой, а также демонтируют участки отошедшей и наложенной в поздний период штукатурки и современной отмостки. Кроме того, они уберут установленные в поздний период окна и двери, металлические решетки и перегородки, подвесные потолки.
Помимо этого, специалистам предстоит отреставрировать кирпичный цоколь, фасады, профилированные карнизы, наличники и оформление лепного портала входа. Они укрепят стены оранжереи, расчистят и сохранят участки отделки стен в виде грота.
В интерьерах приведут в порядок штукатурные потолки и тянутые карнизы, сохранившиеся полы из метлахской плитки и различных видов паркета, интерьерную живопись, подоконники из искусственного мрамора, восстановят утраченные архитектурные элементы. Предстоит отреставрировать поверхность отделки стен и восстановить отдельные места с помощью деревянных стеновых панелей в соответствии с архивными материалами.
Фото: пресс-служба Департамента культурного наследия города Москвы.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: