К середине апреля 1945 года войска вермахта, одурманенные пропагандой, вовсе не собирались сдаваться. Численность их армии составляла несколько миллионов, арсенал боеприпасов был рассчитан на несколько месяцев интенсивных боёв. Это позволяло гитлеровцам в слабых местах диктовать свою волю. Так, под Бауценом им удалось загнать в котел польские войска.
Берлин являлся завидной целью и для союзников. Но отдавать победу в их руки было крайне недальновидно. Маршал Жуков разработал два плана по взятию Берлина, один из них получил одобрение Сталина. Для этого необходимо было овладеть Зееловскими высотами. Эту холмистую гряду протяженностью в 20 км немцы превратили в плотную линию обороны. Трудностями для наших войск были сами возвышенности, ирригационные каналы, глубокий овраг меж высотами.
Здесь, за два года до указанных событий, немцы строили 3 линии обороны - поэтапную систему фортификационных сооружений, противотанковых рвов, заграждений. Сложная инженерная конструкция связывалась между собой сетью пехотных траншей, бункеров. Последняя линия обороны находилась в 20 км от первой. На равнине перед высотами было предусмотрено и создание искусственного "болота". Воду рассчитывали пустить из Одера.
На холмах, расположенных примерно в 50 км от Берлина, дислоцировалась 9-я немецкая армия, 56-й танковый корпус, состоящие из 5 дивизий с бронетехникой. Все это воинство, опытное и закалённое в боях, фюрер собирался использовать для защиты столицы. Среди них была и незначительная часть гитлерюгенда. Общая численность немецких войск составляла 112 тысяч, они располагали 587-ю танками.
Им противостояли 8-я гвардейская армия генерала Чуйкова и 1 гвардейский танковый корпус генерала Катукова. Чуйковцы должны были прорвать оборону, катуковцы - изолировать Берлин с южной стороны от зееловских "спасателей". Всего у наших воинов имелось 175 танков и САУ, среди которых были тяжёлые танки ИС-2.
За два дня до начала операции советские войска предприняли разведку боем. 16 апреля в 5 утра началась артподготовка. На одном км фронта размещалось 280 советских орудий. В течение 30 минут они усиленно поливали огнем врага. Немцы отвечали тем же. В то же время советские саперы наводили мосты, делали проходы в минных полях. Через них наступала пехота. Для увеличения светового дня наши впервые применили прожекторы, подавляющие действие немецких приборов ночного видения.
Это не привело к желаемым результатам. Мешали задымленность, пыль, немцы успели отвести войска на вторую линию обороны. Они разрушили и дамбу, низина превратилась в болото. К середине дня маршал Жуков приказал ввести в бой обе танковые армии. Немцы сопротивлялись. Для наших танкистов все складывалось не лучшим образом - в тесноте и на пересечённой местности они не могли маневрировать. Прорвать оборону немцев в лоб не удалось.
Часть машин была подбита. Но наши войска пересекли равнину, преодолев 10 км. А дальше были сами высоты, которые не удалось занять и на следующий день. Но и без продвижения красноармейцы успешно перемалывали врага. Доставалось и им. 18 апреля танки Катукова обошли укрепления с севера, пробили брешь в обороне противника. Чуйковцы шли напролом через высоты. Немцы спешно отошли к станции Хальбе, где были уничтожены в котле.
Лишь 10 тысяч гитлеровцев и 4 танка смогли пробиться к Берлину. Сражение на Зееловских высотах показало гениальность Жукова, он не позволил 9-й немецкой армии вступить в битву за столицу. Маршала упрекают за значительные потери, на высотах погибло около 6 тысяч наших воинов. Потери немцев были в 2 раза выше. Каждый из них в городских боях принес бы гораздо больше вреда, чем в чистом поле.
Эта победа была исключительно важной и недооценённой новыми историками. Совершенно несправедливо все потери Берлинской операции они начали списывать на Зееловские высоты и самодурство Жукова. Если же разобраться по законам войны - сражение здесь спасло огромное количество жизней наших воинов в Берлинской операции и ускорило конец войны.
Изображение из открытых источников.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: