12 апреля 1919 года в нашей стране прошел первый коммунистический субботник. На заре советской власти это общественное явление, в общем-то, возникло стихийно – на фоне революционного энтузиазма трудящихся. В ночь на субботу 12 апреля 1919 года после трудового дня группа рабочих депо «Москва – Сортировочная» вернулась в цех для того, чтобы отремонтировать паровозы: шла Гражданская война, и более половины составов Московского узла стояли неисправными.
Важно, что инициатива проведения такого субботника исходила, что называется, «снизу». Инициатором акции стал бригадир слесарей коммунист Иван Бураков, а решение принималось на заседании партийной ячейки. В том субботнике участвовали всего 15 человек, но за ночь им удалось отремонтировать три паровоза.
«Коммунистическая ячейка при депо “Москва – Сортировочная” Московско-Казанской железной дороги постановила: отработать в субботу под воскресенье с 12 на 13 апреля в ночь, что и было приведено в жизнь. К работе было приступлено в восемь часов вечера, и производилась до шести часов утра. Работали на холодных паровозах, которые подлежали промывке. Было начато три паровоза. Когда ремонт был исполнен в полном смысле, то все работавшие добровольно перешли в вагон, где пили чай, обсуждали текущий момент на Восточном фронте, спели “Интернационал” и стали расходиться по квартирам…», – писал в протоколе Иван Бураков.
Уже вскоре примеру его бригады последовали другие железнодорожники – первый массовый субботник на Московско-Казанской железной дороге состоялся буквально через месяц и собрал уже более двухсот рабочих. Именно этому событию В.И. Ленин посвятил свою знаменитую статью «Великий почин» – в хаосе Гражданской войны субботники были восприняты как выражение нового, коммунистического отношения к труду.
На IX Съезде РКП(б), который состоялся спустя год после проведения первых субботников, было принято решение: «Превратить международный пролетарский праздник 1 Мая в грандиозный Всероссийский субботник». И действительно, субботник прошёл по всей стране: в общей сложности в нём приняло участие около 15 миллионов человек. Демонстрируя личный пример, на Всероссийском субботнике работали первые лица Советского государства: в том числе Владимир Ленин и «всесоюзный староста» Михаил Калинин. Сюжет «Ленин и бревно» прочно вошел в культуру самых разных слоев: от восторженных картин пропагандистского толка до анекдотов и карикатур.
Брежнев только взялся за бревно, как вдруг с того света нагрянул Ленин.
- Здравствуйте, товарищи! Что у вас тут происходит?!
- Здравствуйте, Владимир Ильич! – говорит Брежнев. – Это у нас коммунистический субботник.
- Как? До сих пор страна в разрухе?!
Субботники приобрели широкий размах: они играли важную роль в борьбе с топливным голодом, в восстановлении транспорта, оказании помощи семьям красноармейцев в годы Гражданской войны. Производительность труда достигала 300 процентов. Истоки такого энтузиазма скрывались не только в провозглашённой идеологии свободного труда, но и в первую очередь в желании преодолеть разруху. Вероятно, этим стимулом руководствовались и в 1930-е, когда в условиях форсированной модернизации и при весьма скудных экономических возможностях субботники рассматривались как механизм мобилизации трудовых ресурсов. Коммунистические субботники постепенно становились обязательными для всех. Сначала уклоняющихся от них просто стыдили. Ну а впоследствии участие окончательно стало добровольно-принудительным.
«Вот лентяи и лодыри, которым чуждо строительство метро. Белоручка Александрова говорит: “Вот еще я буду возиться с грязью на вашем субботнике метро. Я к этому не привыкла. Меня мама и папа воспитывали не к этому”. Позор белоручке и лентяю. За ней плетутся люди такой же марки», – писали на плакатах первой половины 1930-х.
Участие в субботниках в советское время было важным общественным делом: студенты, школьники и служащие приводили в порядок дворы, улицы, детские площадки. Люди работали на важнейших стройках, сажали деревья, разбивали целые парки, лично создавая облик своих городов. А на вырученные средства возводились дворцы культуры, детские сады, школы, больницы. Традиция субботников продолжается и в наши дни. «Великий почин» уже не в первый раз трансформировался вместе с государством – сейчас его традиции продолжает движение волонтёров. И это лучшее свидетельство того, что всё новое – это хорошо забытое старое, а принцип «начать с себя» – зачастую самый надёжный и простой способ сделать мир лучше.
Текст: Анна Хрусталёва.
Изображения: Российское историческое общество.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: