17 июля 1936 года с военного мятежа националистов генерала Ф. Франко против правительства Второй Испанской Республики в Испании началась гражданская война, окончившаяся 1 апреля 1939 года.
На стороне республиканцев сражались интернациональные бригады добровольцев из разных стран, а также более двух тысяч советских военнослужащих, в том числе многие будущие известные военачальники Великой Отечественной войны. Мятежников поддержали нацистская Германия и фашистская Италия. Война в Испании завершилась победой мятежников и установлением диктатуры Ф. Франко.
В ходе войны в Советский Союз эмигрировало несколько тысяч испанцев, бежавших от франкистов. Многие страны приняли участие в эвакуации детей за пределы воюющей Испании.
В Советский Союз первый пароход с детьми испанских коммунистов и сторонников Республики прибыл в 1937 г. В СССР для них были созданы специальные детские дома. В Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ) имеется фонд (А-307) «Детские дома для испанских детей Народного комиссариата просвещения РСФСР». Кроме того, значительные комплексы документов по этой теме отложились в фонде Министерства просвещения РСФСР (Ф. А-2306) и ряде других.
Первый детский дом был открыт в августе 1937 г. (находился в подчинении Народного комиссариата обороны СССР) в московском особняке по адресу Большая Пироговская улица, 13 (по соседству с нынешним комплексом зданий ГА РФ). Однако уже постановлением Совета народных комиссаров СССР от 16 сентября 1937 г. № 1621-363с «О руководстве обслуживанием и воспитанием испанских детей, находящихся в СССР и вновь прибывающих» вся работа по размещению, административно-хозяйственному обслуживанию, воспитанию и обучению испанских детей, находившихся в стране, была возложена на Народные комиссариаты просвещения (Наркомпросы) РСФСР и Украинской ССР. Во исполнение этого постановления Наркомпрос РСФСР к ноябрю того же года открыл семь детдомов. В составе Управления детскими домами Наркомпроса РСФСР был организован Отдел детдомов специального назначения.
Встречи прибывающих в страну испанских детей были торжественными. Согласно плану одной из таких встреч осенью 1937 г. на украшенном флагами Октябрьском (в настоящее время Ленинградский) вокзале Москвы детей встречали представители партийных и государственных органов, 150 пионеров и оркестр.
Разумеется, испанские дети тяжело переносили расставание с семьей и домом. Кроме того, они прибыли из страны, охваченной войной, что не могло не наложить свой отпечаток. По свидетельствам документов, дети использовали слово «фашист» в качестве ругательства по отношению друг к другу, а также при виде белогвардейцев в советских кинофильмах, фильмы о войне вызывали у них слезы. Поэтому одной из первостепенных задач на этапе приема в детские дома стало «отвлечение детей от тяжелых впечатлений войны».
В документах отмечено, что испанские дети прибыли в Советский Союз сильно истощенными, с хроническими заболеваниями. На начальном этапе их пребывания предпринимались значительные меры по лечению и профилактике: вывоз на курорты, усиленное питание. По смете 1938 г. на питание испанского ребенка ежедневно выделялось почти в три раза больше средств, чем в обычных детдомах страны.
По истечении периода адаптации обращение с детьми становилось более строгим. Так, по результатам проверки одного из детдомов в начале 1939 г. отмечалось: «Поставленные в хорошие материальные условия и имея огромный штат обслуживающего персонала, дети могут воспитаться барчуками, в духе, противном задачам нашей советской педагогики. Слишком много праздничной, парадной шумихи… Работники детдома живут вчерашним днем торжественных встреч детей героической Испании, которые были нужны в свое время, но не могут быть основами советского воспитания» (ГА РФ. Ф. А-307. Оп. 1. Д. 226. Л. 5об.–6.)
О содержании таких основ дает представление «Положение о детском доме для испанских детей», подготовленное Наркомпросом РСФСР весной 1938 года. Первым пунктом детдом провозглашался «государственным учреждением, осуществляющим коммунистическое воспитание детей». А его первой задачей – «воспитать энергичных строителей коммунистического общества, беззаветно преданных социалистическому отечеству трудящихся всего мира – Советскому Союзу, борцов против фашизма, борцов за свободную и независимую Испанию».
В начале 1939 г. на территории РСФСР существовали десять детских домов: один в Москве (переданный из подчинения Наркомата обороны), три в Московской области, два в Ленинграде, два в городе Пушкин Ленинградской области, один на территории современной Калужской области, один в Евпатории в Крыму. Их контингенты насчитывали от 60 до почти 500 человек, а всего в названных детдомах было более 2200 детей. Еще около 650 ребят содержались в пяти детдомах на территории Украинской ССР в ведении республиканского Наркомата просвещения.
В детских домах жили испанцы в основном школьного возраста, но имелись и дошкольные отделения с детьми от 3 до 7 лет. При каждом детдоме действовала неполная средняя школа (7 классов). Русский язык изучался как иностранный, а преподавание всех остальных предметов велось на испанском языке, для чего были переведены и заново написаны учебники. Помимо местного персонала, в детдомах работали 150 испанцев, почти половину из которых составляли учителя. При этом, по мнению начальника отдела детдомов спецназначения, «испанские работники требуют к себе особого внимания в связи с тем, что многие из них направлялись с детьми в СССР совершенно случайно, без всякого организованного подбора» (ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 6005. Л. 13).
Несколько позднее были открыты два дома испанской молодежи: в Москве и Ленинграде с общим контингентом более 300 человек. Они принимали выпускников детдомов с 17-летнего возраста, поступивших в высшие и средние специальные учебные заведения. Пребывание в домах молодежи ограничивалось возрастом в 21 год.
1939-й стал годом не только падения Испанской республики, но и начала Второй мировой войны. Двумя годами позже войска нацистской Германии и ее сателлитов – в том числе франкистов, от которых когда-то бежали испанские дети – напали на их новый дом, Советский Союз. Обитатели испанских детдомов разделили с советским народом тяготы военного времени: блокаду, эвакуацию, быт и труд в тылу. Многие бывшие воспитанники погибли, сражаясь на фронте. После войны одни испанцы уехали из Советского Союза, другие остались здесь на всю жизнь.
Текст: К.В. Ривчак, к.и.н., Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ).
Исторические события: