28 марта 1776 – дата рождения одного из самых известных и значимых оперных и балетных театров мира – Большого. Именно в этот день известный московский меценат князь Петр Васильевич Урусов получил подписанную императрицей Екатериной II правительственную привилегию на создание первой актерской труппы и на «содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений».
Князь Урусов с большим энтузиазмом включился в процесс, но почти сразу стало понятно, что содержание такого театра – дело весьма затратное, поэтому Петр Васильевич разделил свое право на создание и содержание театра с компаньоном. Им стал Майкл Меддокс – знаменитый в то время эквилибрист и театральный механик.
Первая актерская труппа насчитывала около 40 человек – балетмейстеров, музыкантов, актрис, танцовщиц и танцоров. Причем состав был весьма разношерстный: от приглашенных из-за рубежа звезд до крепостных артистов. Давали балет, оперу, драматические спектакли – все сразу. И очень скоро стало понятно, что труппе нужна своя сцена.
Первое здание театра было построено в рекордные сроки – меньше, чем за полгода – на берегу реки Неглинки. Его фасад выходил на улицу Петровка. Отсюда историческое название театра – Петровский. Торжественное открытие театра состоялось 30 декабря 1780 года и стало большим событием: это был первый в Москве публичный театр такого масштаба, красоты и удобства.
Привилегию для Меддокса через двадцать лет не продлили, а его бывший компаньон князь Урусов к тому времени уже давно отошел от дел. Театр какое-то время находился в ведении Опекунского совета, а затем был отдан на откуп князю М. Волконскому, который владел одной из лучших московских домашних театральных трупп. Вскоре театр вновь переходит «под крыло» Опекунского совета, однако Волконский фактически назначается его директором. Спустя еще несколько лет, в 1806 году, значимость театра вырастает настолько, что он обретает официальный статус императорского и переходит в ведение единой Дирекции императорских театров. А школа при Петровском театре реорганизуется в Императорское Московское театральное училище для подготовки артистов оперы, балета, драмы и музыкантов театральных оркестров – прообраз современного Московского академического хореографического училища.
К тому времени труппа вновь была вынуждена выступать на частных сценах и различных театральных площадках – здание Петровского театра сгорело в 1805 году. Однако в 1820-х вся Петровская площадь была полностью перестроена по проекту архитектора Осипа Бове. Он же в 1824 году построил на месте сгоревшего Петровского новый театр. Фасад был украшен мощным портиком на восьми колоннах с большой скульптурной группой – Аполлоном на колеснице с тремя конями. Здание было развернуто и «смотрело» теперь на Театральную площадь – так, как стоит современный Большой театр.
Новый театр превзошел величиной даже столичный, петербургский Большой каменный театр. Современники отмечали его пропорциональность и величие.
«Еще ближе, на широкой площади, возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России!» – отзывался о новом архитектурном шедевре Михаил Юрьевич Лермонтов в своем сочинении «Панорама Москвы».
К тому же театр оказался очень удобным, с богатыми внутренним убранством, а зал для зрителей вмещал более двух тысяч человек. Новый театр стали называть Большим Петровским. Его открытие состоялось 6 января 1825 года. И хотя драматические спектакли продолжают идти на его сцене, все большее внимание в репертуаре начинают уделять опере и балету.
Здание Большого Петровского театра постигла та же печальная участь, что и его предшественника: 11 марта 1853 года в театре вспыхнул пожар, который продолжался несколько дней – огонь уничтожил почти все, остались лишь обуглившиеся стены и колонны портика.
Конкурс на восстановление театра выиграл главный архитектор императорских театров Альберт Кавос. Реконструкция здания шла стремительно: необходимо было успеть к коронации Александра II. Большой театр, практически выстроенный заново, открылся 20 августа 1856 оперой «Пуритане» В. Беллини.
По сравнению со сгоревшим Большим Петровским театром Бове облик нового здания существенно изменился. Конная тройка Аполлона, например, была заменена бронзовой квадригой. Изменились фриз и капители колонн. А над входами по бокам театра – установили козырьки на чугунных столбах.
Зрительный зал Альберт Кавос спроектировал как огромный музыкальный инструмент. Ради акустики Кавос засыпал помещения под амфитеатром, где был размещен гардероб, а вешалки перенес на уровень партера, а вместо железного потолка был сделан деревянный. В результате Большой театр стал считаться одним из лучших в мире по своим акустическим свойствам.
«Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала – большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров – все это заслужило всеобщее одобрение», – писал Альберт Кавос.
Большой театр пережил Гражданскую войну, революцию – именно с этой сцены было провозглашено образование новой страны – СССР. Удалось сохранить его и в годы Великой Отечественной: 22 октября 1941 года в здание Большого театра попала бомба. В результате была пробита фасадная стена и значительно разрушен вестибюль. Несмотря на голод и холод военного времени, уже зимой 1942-го начинаются восстановительные работы. Большой театр вновь откроется для зрителей уже осенью 1943 года.
Сегодня со всей уверенностью можно сказать, что Большой театр – одно из главных действующих лиц нашей истории.
Текст: Анна Хрусталёва.
Изображениея из открытых источников.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: