Успешное наступление в ходе Великой Отечественной войны советских войск на Украине привело к серьезному поражению германской группы армий «Юг». 18 марта войска 2-го Украинского фронта (командующий маршал И.С. Конев) вышли на среднее течение р. Днестр, охватив с севера одесско-николаевскую группировку вермахта. В этой ситуации Ставка Верховного Главнокомандования (ВГК) в 1 час 20 минут 22 марта директивой № 220054 поставила войскам фронта задачу частью сил правого крыла выйти на р. Прут и одновременно, нанося удар на юг, овладеть рубежом Унгены, Кишинев. Войскам левого крыла следовало наступать с линии Кодыма, Песчанка, Первомайск на юг по левому берегу Днестра, овладеть рубежом Бендеры, Тирасполь, Раздельная, отбросить противника к Черному морю и не допустить его отхода за Днестр.
Перейдя в наступление с плацдармов на Днестре, войска 2-го Украинского фронта освободили северные районы Молдавской ССР и 26 марта вступили в город Бельцы, западнее которого передовые отряды 27-й и 52-й армий (командующие генерал-лейтенант С.Г. Трофименко и генерал-лейтенант К.А. Коротеев) вышли на р. Прут, заняв участок протяженностью 85 км на советско-румынской границе. На 1009 день войны советские войска достигли границы СССР. В тот же день по распоряжению И.В. Сталина в 21 час Москва 24 залпами из 324 орудий салютовала войскам И.С. Конева. В 21 час 35 минут Ставка ВГК издала директиву № 220058, в соответствии с которой следовало создать плацдармы на западном берегу р. Прут и быть готовым к дальнейшему наступлению.
27 марта в газете «Правда» было опубликовано стихотворение Веры Инбер «Стихиям вопреки»:
Еще одна победная страница,
Написанная сталью и огнем:
Мы вышли к государственной границе.
Вот-вот, и мы ее перешагнем.
Какая в мире армия другая –
По бездорожью, по волнам реки –
Была бы в состояньи, так шагая,
Идти вперед, стихиям вопреки?
Прославим же сегодняшнюю дату.
Ее враги запомнят навсегда.
Прославим доблесть нашего солдата
И гениальность нашего вождя!
28 марта в передовой статье газеты «Известия» отмечалось: «Близок день, когда на всем своем протяжении границы могучего Советского государства вновь станут незыблемыми. На долгие времена запомнят наши враги, что посягнуть на советскую землю – значит подписать себе смертный приговор!»
Освобожденный участок государственной границы по р. Прут взял под охрану 24-й пограничный полк (командир подполковник С.Е. Капустин), который принял здесь первый бой с врагом 22 июня 1941 г. На берегу реки пограничники восстановили пограничный столб. 8 апреля 1944 г. ГКО издал постановление № 5584сс, которым обязал НКВД СССР «по мере освобождения территории Союза ССР от войск противника и продвижения частей Красной армии за линию государственной границы, – восстанавливать охрану границы пограничными войсками НКВД с использованием для этой цели пограничных полков НКВД, несущих охрану тыла действующей Красной армии». 24 апреля 24-му погранполку было присвоено почетное наименование «Прутский».
Продолжая наступление, в ночь на 27 марта войска 27-й, а затем 52-й и 40-й (командующий генерал-лейтенант Ф.Ф. Жмаченко) армий форсировали р. Прут и вступили на территорию Румынии. Начинался новый этап Великой Отечественной войны – освободительный поход Красной армии в Европу. 5 апреля в 22 часа 10 минут была издана директива Ставки ВГК № 220072, ставившая задачу войскам правого крыла 2-го Украинского фронта выйти на рубеж рек Сирет и Бахлуй и овладеть районом Дорохой, Ботошани, Яссы. В 24 часа того же дня командование фронта представило план операции, в котором предлагалось «в целях создания охватывающего оперативного положения основной южной группировки немцев» перейти в наступление частями 40-й и 27-й армий, нанося главный удар в направлении Болотино, Тыргу-Фрумос, Роман, Бакэу войсками 27-й армии, усиленной 3-м гвардейским танковым корпусом. Армиям левого крыла фронта следовало продолжать наступление на кишиневском направлении. В 22 часа 45 минут 6 апреля Ставка ВГК своей директивой № 220073 утвердила этот план и предложила усилить войска в Румынии танковой армией.
Возобновив наступление, армии правого крыла 2-го Украинского фронта вышли в предгорья Карпат, 5 апреля заняли Дорохой, 7 апреля – Ботошани, 9 апреля – Тыргу-Фрумос, а 10 апреля – Пашкани. Спасая от полного развала южное крыло своего фронта, германское командование перебросило на это направление 4-ю румынскую армию, усиленную германскими частями (всего 18 дивизий и 3 бригады). 10–12 апреля танковая дивизия «Великая Германия», поддержанная румынскими войсками, нанесла контрудар и выбила советские части 27-й армии из Тыргу-Фрумос. Резко возросшее сопротивление противника и значительное отставание своих тылов привели к тому, что дальнейшие попытки наступления войск 2-го Украинского фронта успеха не имели.
К 17 апреля войска центра фронта вышли с севера на подступы к Яссам, а левого крыла – на подступы к Кишиневу. Советские войска восстановили государственную границу СССР на протяжении 400 км, продвинулись вглубь Румынии более чем на 100 км и заняли северо-восточные районы страны примерно в 10 тыс. км2, где находилось свыше 800 населенных пунктов и проживало около 400 тыс. человек. Дальнейшее наступление требовало тщательной подготовки и пополнения войск 2-го Украинского фронта. В этой обстановке в 15 часов 15 минут 6 мая Ставка ВГК директивой № 220094 приказала войскам «перейти к жесткой обороне во всей полосе фронта». В дальнейшем германо-румынские войска безуспешно пытались выбить советские войска с территории Румынии. Всего в боях на румынской территории за период с 27 марта по 20 августа 1944 г. советские войска потеряли 16 170 человек убитыми и 62 478 ранеными.
Вступление советских войск в Румынию имело важное международное значение. Поэтому 2 апреля Советское правительство заявило, что вступившие на румынскую территорию советские войска имеют приказ «преследовать врага вплоть до его разгрома и капитуляции», но при этом СССР «не преследует цели приобретения какой-либо части румынской территории или изменения существующего общественного строя Румынии и что вступление советских войск в пределы Румынии диктуется исключительно военной необходимостью и продолжающимся сопротивлением войск противника».
10 апреля Государственный комитет обороны (ГКО) постановлением № 5594с определил правила поведения советских войск на территории Румынии. Командованию 2-го Украинского фронта следовало обратиться к населению освобожденных районов с воззванием, в котором разъяснялось бы, что Красная Армия вступила на территорию Румынии «не как завоевательница, а как освободительница румынского народа от немецко-фашистского ига», что она не преследуют ничего иного, «кроме цели разгрома вражеских германских армий и уничтожения господства гитлеровской Германии в порабощенных ею странах». Командование советских войск должно было сохранять существующие румынские органы власти, систему административного и общественного устройства и свободу религиозных обрядов. Определялся порядок введения советской военной администрации и характера ее деятельности в освобожденных районах. Общее руководство по организации гражданского управления и контроль за его деятельностью на занятых территориях Румынии возлагалось на Военный совет фронта. Советское командование издало воззвание к румынскому народу, призывая его оказать содействие войскам Красной армии в разгроме германских войск и быстрейшем освобождении страны от фашистского ига.
Тем временем, 17 марта в Каире начались дипломатические контакты между представителями Румынии и главных стран Антигитлеровской коалиции, в ходе которых 12 апреля румынской стороне были переданы выработанные СССР и согласованные с Великобританией и США условия перемирия. Они предусматривали ее разрыв с гитлеровцами и вступление в войну с Германией «в целях восстановления независимости и суверенитета Румынии»; восстановление советско-румынской границы по договору 1940 г., возмещение убытков, причиненных Советскому Союзу военными действиями и оккупацией его территории, возвращение всех военнопленных и интернированных, обеспечение свободного перемещения союзных войск по румынской территории. При этом СССР соглашался «на аннулирование решения венского арбитража о Трансильвании и оказание помощи в деле» ее освобождения.
Однако румынское правительство не приняло эти условия, всячески затягивая дипломатические контакты, которые, в конце концов, были 1 июня прерваны представителями главных стран Антигитлеровской коалиции. При этом было заявлено, что если Румыния пожелает воспользоваться условиями перемирия, то ей следует установить непосредственный контакт с Красной армией.
В изданном 1 мая 1944 г. приказе Верховного Главнокомандующего вооруженными силами СССР № 70 отмечалось, что «выполняя великое дело освобождения родной земли от фашистских захватчиков, Красная армия вышла к нашим государственным границам с Румынией и Чехословакией и продолжает теперь громить вражеские войска на территории Румынии». Советские войска вышли «на наши государственные границы на протяжении более 400 километров» и теперь следует «очистить от фашистских захватчиков всю нашу землю и восстановить государственные границы Советского Союза по всей линии, от Черного моря до Баренцева моря».
Текст: М.И. Мельтюхов, д.и.н., Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ).
Фото: Бойцы-пограничники устанавливают пограничный столб на границе СССР с Румынией. [Не ранее 26 марта 1944 г.] РГАКФД.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: