В июне 1954 года на территории нескольких республик СССР можно было наблюдать полное солнечное затмение, длившееся чуть больше двух минут. Это было единственное явление такого рода в истории ХХ века.
В начале 1954 года все представители советской научной общественности, прежде всего астрономы и физики, находились в возбуждённом ожидании редчайшего природного явления. 30 июня 1954 года на территории СССР должно было случится полное солнечное затмение: в течение примерно двух с половиной минут луна полностью должна была перекрыть собой солнечный диск.
В Советском Союзе наблюдать затмение можно было на территории Белорусской, Украинской, Литовской республик ССР и в горах Северного Кавказа. Это был уникальный шанс для всех учёных, кто изучал магнитные поля и радиоволны, интересовался влиянием солнечного света на верхние слои Земли, изучал Солнце как одну из звезд. В ХХ веке подобных затмений больше не ожидалось. Поэтому в том же году при Отделении физико-математических наук Академии СССР была сформирована специальная комиссия, состоящая из учёных, которые готовились к наблюдению за этим явлением. Все члены астрономические обсерваторий планировали экспедиции. В Главархиве сохранился документ Моссовета о том, как их специалисты помогали учёным из Московского планетария организовать одну из экспедиций и оказали посильную финансовую помощь.
Эта инициатива учёных по организации экспедиции в зону затмения получила поддержку членов Моссовета следующим образом. Внимание Комиссии привлекло предложение сотрудников Московского планетария, которые занимались оптическими исследованиями, связанными с астрономией. Специалисты подготовили программу фотометрических исследований потоков и интенсивности электромагнитного излучения Солнца при помощи трёх различных систем фотометров (фотометры это — фотоэлектрические приборы для измерения интенсивности света, поступающего от природных объектов и отражённого с помощью специальных фильтров).
Программа экспедиции была рассчитана на 15 дней. Группа из пяти исследователей должна была расположиться в окрестностях города Нальчик, подходящего по погодным условиям для проведения исследований. Необходимо было произвести точную привязку к местности, возвести стационарные установки для фотометров, провести наблюдения и киносъёмку затмения, предварительно обработать результаты на месте, а затем доставить все записи в Москву.
Для проведения всех исследований и закупку оборудования потребовалась большая сумма в 10 тысяч рублей (в те годы на эти деньги можно было купить японский телевизор). В 1460 рублей обошлось только изготовление приборов, а ещё были расходы на покупку специальных призм и конструкций. Командировочные на всю команду специалистов составили 4335 рублей.
У Комиссии Академии наук СССР не было таких денег, поэтому руководство планетария обратилось в Моссовет с просьбой выделить их организации специальную дотацию в 10 тысяч рублей на оплату расходов по проведению экспедиции. Члены Моссовета внимательно изучили этот запрос и получили консультацию бухгалтеров и финансистов. Специалисты сразу же указали на тот факт, что руководство планетария разрабатывало годовой план научно-исследовательских работ и часть расходов можно покрыть из ассигнований по данному плану, так как научные экспедиции должны входить в годовой бюджетный план. Депутаты Моссовета с этим доводом согласились и решили пересмотреть смету экспедиции с тем, чтобы найти возможность выделить со своей стороны меньшую сумму.
В марте 1954 года Моссовет принял решение № 584, где было дано разрешение «Управлению культуры организовать в июне 1954 года экспедицию работников Московского планетария в полосу полного солнечного затмения для научных наблюдений». На расходы было выделено семь тысяч рублей. Так как в бюджете Планетария также была запланирована остальная сумма для реализации научных проектов в течение года.
Таким образом, Моссовет принял участие в организации важных для отечественной науки исследований, но специалисты позаботились и об экономии средств, необходимых на другие городские нужды.
Фото: Москвичи наблюдают солнечное затмение. Автор – Б.В. Игнатович. Москва. 1936 г. Главархив Москвы.