05.03.2024 11:22
Новости.
Просмотров всего: 4710; сегодня: 2.

5 марта 1958 года реактивный самолет Як-28 совершил свой первый полет

5 марта 1958 года реактивный самолет Як-28 совершил свой первый полет

Советский многоцелевой сверхзвуковой реактивный военный самолет Як-28 совершил первый полет 5 марта 1958 года. Як-28 стал первым в СССР крупносерийным сверхзвуковым фронтовым бомбардировщиком. Выпускался в модификациях фронтового бомбардировщика, перехватчика, разведчика, самолета радио-электронной борьбы, учебно-тренировочного самолета.

В модификации бомбардировщик был носителем тактического ядерного оружия. Самолет создан на базе Як-26. Серийный Як-28Б впервые был продемонстрирован публике на авиационном параде в Тушино в 1961 году. Серийное производство было завершено в 1971 году. Всего было построено 1 180 самолетов.

Различные модификации Як-28 стояли на вооружении на всей территории СССР, а также в Западной группе войск, в Польской Народной Республике и ГДР, в частях разведывательной авиации, истребительно-бомбардировочной и авиации ПВО до 1992 года.

Несмотря на довольно большое количество построенных и эксплуатировавшихся в строевых частях самолетов, официально на вооружение он принят так и не был, отчасти потому, что во время одного из демонстрационных полетов Государственной комиссии произошла катастрофа - самолет разрушился при полете на сверхзвуке. На экспорт Як-28 не поставлялся.

Все модификации отличались высокой аварийностью. В 1973-1974 годах в ГК НИИ ВВС была проведена специальная работа по обобщению материалов всех тяжелых летных происшествий с Як-28 и затем разработана программа летных экспериментов, в которых повторялись обстоятельства катастроф. В результате проведенных испытаний было признано, что причиной большинства катастроф следует считать человеческий фактор.

Летчики ВВС ГДР 6 апреля 1966 года на Як-28П совершили подвиг. Капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов ценой своих жизней отвели самолет с отказавшими двигателями от жилого массива около западного Берлина. Посмертно герои были награждены орденами Красного Знамени. Тела Капустина и Янова вместе с обломками самолета были подняты из озера Штессензе британскими войсками. Британцы сняли с Як-28 антенну БРЛС «Орел-Д» и подвергли ее тщательному изучению.

Бомбардировщики Як-28И 668-го БАП города Тукумс, Латвия, 9 ноября 1975 года принимали участие в преследовании СКР «Сторожевой», команда которого оказала вооруженное проявление неподчинения. Три самолета вышли на цель, причем каждый на свою: в результате бомбометания две бомбы взорвались вблизи кормы БПК «Сторожевой» и корабль застопорил ход. Як-28 в модификации самолета-разведчика ограниченно использовались во время Афганской войны.

В эксплуатации самолет оказался достаточно сложным и в значительной степени отказным, несмотря на почти полное отсутствие какой-либо автоматики. На протяжении всей эксплуатации машины действовала масса ограничений, в том числе был запрещен сложный пилотаж и штопор. Из-за несинхронного розжига, а также периодического самовыключения форсажа разрешался взлет только на максимальном бесфорсажном режиме работы двигателей.

Для предотвращения этого явления на самолет установили систему - автомат курса АК-2А, который в случае появления разнотяга двигателей автоматически отклонял руль направления, парируя разворот самолета в сторону отказавшего двигателя. На практике автомат курса оказался ненадежен, и из-за его ненормальной работы произошло немало катастроф. Долгое время вызывала нарекания система выпуска закрылков. Проблема впоследствии была решена установкой более мощного гидропривода.

Тем не менее, самолет пользовался уважением в среде авиаторов. Особый восторг вызывала впечатляющая тяговооруженность - при взлете без вооружения, с розжигом форсажей, самолет мог набирать высоту практически вертикально.

Фюзеляж самолета оказался достаточно слаб и при полной загрузке деформировался, при этом невозможно было закрыть фонари. Поэтому приходилось сначала сажать летчика и штурмана, закрывать кабины и только потом заправлять самолет и подвешивать боеприпасы. Кроме того, малый просвет между фюзеляжем и бетонным покрытием аэродрома не позволял подвешивать бомбы крупного калибра. Пришлось строить на стоянках специальные закрывающиеся «ямы», либо устанавливать самолет на подъемники.

Изображения из открытых источников.


Исторические события:


5 марта 1958 года реактивный самолет Як-28 совершил свой первый полет

5 марта 1958 года реактивный самолет Як-28 совершил свой первый полет

5 марта 1958 года реактивный самолет Як-28 совершил свой первый полет


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 8654 публикации
Сайт: rus.team/events/reaktivnyy-samolet-yak-28-sovershil-pervyy-polet
Поделиться:

Интересно:

Тонкости открытия своего бизнеса: кофейня
31.10.2024 18:50 Консультации
Тонкости открытия своего бизнеса: кофейня
Кофейня является одним из популярных вариантов для начала бизнеса. И этому есть свои причины. В больших городах на потребление кофе есть стабильный спрос. Открытие заведения не требует больших вложений. Стоимость аренды, оборудования зависит от формата и расположения, но в целом это не самый...
31.10.2024 17:38 Аналитика
Что изменилось в России с 1 ноября 2024 года
Всего в ноябре начнут действовать положения 133 федеральных актов, принятых на данный момент. Ключевые поправки касаются: трудовых отношений, сферы IT, военной службы, СВО, банковской деятельности и кредитования, налогообложения, вопросов гражданства и миграционного учета и иных сфер. Рассмотрим...
История Великого чайного пути
31.10.2024 15:45 Аналитика
История Великого чайного пути
Великий чайный путь — караванный путь, пролегавший в XVI-XIX веках между Азией и Европой. По объемам торгового оборота он был вторым после Великого шелкового пути. Великий чайный путь, который охватывал территории Китая, Монголии, России и действовал более 200 лет, оказал огромное влияние на...
О первом русском книгопечатнике Иване Фёдорове расскажет выставка
31.10.2024 13:40 Мероприятия
О первом русском книгопечатнике Иване Фёдорове расскажет выставка
В Российской национальной библиотеке состоялось открытие планшетной выставки «Иван Фёдоров и начало книгопечатания в восточнославянских землях», созданная при поддержке фонда «История Отечества». В открытии выставки принял участие председатель Правления Российского исторического общества...
Россия, Китай и Монголия создадут единый бренд турмаршрута
31.10.2024 13:13 Новости
Россия, Китай и Монголия создадут единый бренд турмаршрута
Российская сторона председательствует и одновременно является организатором восьмого совещания руководителей туристских администраций России, Китая и Монголии, которое состоялось в столице Бурятии Улан-Удэ. Участники встречи подтвердили свою заинтересованность в сотрудничестве в области...