20.02.2024 09:38
Новости.
Просмотров всего: 16480; сегодня: 10.

К 100-летию режиссера-документалиста и писателя Василия Катаняна

К 100-летию режиссера-документалиста и писателя Василия Катаняна

В культовом фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром!» есть эпизод, в котором Женю Лукашина и Галю ждет к себе в гости на Новый год семья Катанян. Рядовой зритель едва ли обратил на это внимание, а вот все причастные к советскому кинематографу понимали, что таким образом Рязанов отметил своего близкого друга и коллегу – режиссера-документалиста и писателя Василия Васильевича Катаняна.

Кинодокументалистика, увы, почти всегда находится в тени яркого и волнующего художественного кино. Оттого и режиссеры, посвятившие себя этой профессии, редко добиваются такой известности, как их коллеги, снимающие художественные фильмы. Но В.В. Катаняна можно считать исключением из этого правила. Талантливый, требовательный профессионал и глубоко эрудированный, обладавший искрометным чувством юмора харизматичный человек, – он стал неотъемлемой частью эпохи и ее мемуаристом.

Этому немало способствовало происхождение Василия Катаняна и окружение, в котором он рос: его отцом был литературовед, писатель и биограф В.В. Маяковского Василий Абгарович Катанян, матерью – журналистка и певица Галина Дмитриевна Клепацкая. В 1928 г. Катаняны переехали из Тифлиса, где родился Василий, в Москву, а в 1937 г. отец ушел из семьи к Л.Ю. Брик, с которой у В.В. Катаняна впоследствии сложились дружеские отношения. Общение с многочисленными знакомыми и друзьями Василия Абгаровича и Лили Юрьевны развивало его вкус, любовь к театру, балету и кино, способствовало формированию собственных дружеских связей.

Несмотря на искреннее увлечение искусством, свою трудовую биографию В.В. Катанян начал на авиационном заводе, куда он устроился в годы Великой Отечественной войны сначала токарем, а затем фрезеровщиком. Но уже в 1944 г. он поступил во ВГИК, на режиссерский факультет, в мастерскую Г.М. Козинцева. На одном курсе с ним учились Станислав Ростоцкий, Зоя Фомина, Лия Дербышева, Виллен Азаров. Здесь же, в стенах ВГИКа произошло переросшее в многолетнюю дружбу знакомство Василия Катаняна с Эльдаром Рязановым, который называл друга «личностью высокой человеческой пробы».

«Вася был среди нас самым элегантным и самым остроумным, – вспоминал позднее Э.А. Рязанов. – Элегантность его была прирожденной. Все мы в 1944-45 годах ходили черт-те в чем, в залатанных штанах и заштопанных рубашках. Но Вася, носивший обноски, как и остальные, выделялся франтовством: напялит на себя немыслимый берет или накинет какой-нибудь яркий шарф и прямая ему дорога на подиум — показывать моды нищих. Хотя слово “подиум” мы тогда не знали. Васе была свойственна особенная пластика — отточенные, почти балетные жесты, грациозная походка, а его длиннющие ноги как бы говорили о том, что принадлежат аристократу».

В положенный срок, в 1950 г., В.В. Катанян выпустился из института с дипломом режиссера игрового кино, но по рекомендации Г.М. Козинцева (который, по воспоминаниям Рязанова, приводил студентам железный аргумент: «Лучше самостоятельно работать и делать фильмы из жизни ткачих или насекомых, чем бегать за бутербродами для постановщика в художественном кино») решил уйти в документалистику. Так его вторым домом на следующие сорок лет стала Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ).

Уже в 1951 г. на экраны вышел его первый полнометражный документальный фильм «Юные спортсмены», а спустя четыре года снятый им «Остров Сахалин» (1954 г.) был включен в программу короткометражных и документальных фильмов Международного кинофестиваля в Каннах. Из Франции он уехал без награды, но в 1956 г. получил первую премию на кинофестивале в Брюсселе.

Трудно найти тему, к которой не обратился бы в своем творчестве В.В. Катанян как режиссер или сценарист: в его фильмографии есть ленты о спорте, советских экспедициях в Антарктиду, республиках СССР, поездках советских лидеров за рубеж, гастролях мировых звезд и кинофестивалях в Москве и многие, многие другие – в общей сложности более 120 документальных и документально-художественных фильмов, а также сюжетов для киножурналов.

Но особенно успешными и запоминающимися стали его биографические работы, посвященные известным деятелям культуры, со многими из которых Катанян не просто был знаком, но и дружил: «Сергей Эйзенштейн» (1958 г.), получивший приз на Международном фестивале документальных фильмов в Эдинбурге, «Поль Робсон» (1959 г.), «Всеволод Вишневский» (1960 г.), «Майя Плисецкая» (1964 г., 1981 г. – вторая редакция), удостоенный гран-при на Международном кинофестивале фильмов об искусстве в Бергамо, «Аркадий Райкин» (1967 г.), «Композитор Родион Щедрин» (1970 г.), «На концерте Людмилы Зыкиной» (1978 г.), «Анна Ахматова. Листки из дневника» (1988 г.). За еще один фильм – «Партизаны. Война в тылу врага» в составе эпопеи Романа Кармена «Великая Отечественная» (1978 г.) – В.В. Катанян в 1980 г. был удостоен Ленинской премии.

На протяжении всей жизни, с детских лет, Василий Катанян вел дневники, фиксируя в них повседневную жизнь, происходившие вокруг исторические события, впечатления от общения с самыми разными людьми. В конце жизни они вместе с архивами В.А. Катаняна и Л.Ю. Брик, унаследованными им после смерти отца и мачехи, стали основой его воспоминаний и биографических книг о тех, кто был ему дорог. Так, в 1994 г. увидела свет его книга «Сережа. Цена вечного праздника», посвященная С.И. Параджанову, в 1997 г. – объемные воспоминания «Прикосновение к идолам», в которых он рассказал о своих великих современниках, в том числе, – о М.М. Плисецкой, с которой он дружил на протяжении сорока лет, а еще через год – «Лиля Брик, Владимир Маяковский и другие мужчины».

Уже после смерти В.В. Катаняна, наступившей после продолжительной болезни 30 апреля 1999 г., всего через два месяца после празднования его 75-летнего юбилея, были опубликованы еще две его книги: в 2000 г. вышла переписка Эльзы Триоле с Лилией Брик, которую он готовил сам, а в 2001 г. – отрывки из его дневников «Лоскутное одеяло». Подготовку последней книги завершала жена В.В. Катаняна – известный киновед и специалист по японскому кинематографу Инна Юлиусовна Генс, с которой они поженились в 1963 г. и были вместе до конца. Предисловие к «Лоскутному одеялу» написал Эльдар Рязанов. Он озаглавил его «Мой первый друг. Мой друг бесценный» и особенно подчеркивал свойственное этой книге и важнейшее для любого произведения мемуарного жанра качество – правдивость: «Я помню его первые литературные опыты. Они, честно говоря, не производили особого впечатления. Мне показалось, что записи были суховатыми и в чем-то ученическими. Но раз от разу его документальные воспоминания становились все добротнее, мастеровитее, талантливей. В большинстве своих новелл он опирался на дневниковые записи. Поэтому во всех его мемуарах совершенно нет вранья. Правда, его нет еще и потому, что Вася не выносил приблизительности, неточности и сочинительства, когда речь шла о конкретных людях. […] Я благодарю судьбу, что она одарила меня таким другом. Рассказывая о Василии Катаняне, я хотел передать собственную любовь и нежность к нему и попытаться заставить читателя разделить со мной эти чувства...».

Личный фонд Василия Васильевича Катаняна в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ, ф. 3222) состоит из 512 единиц хранения за 1903–2004 гг. Часть своего творческого архива В.В. Катанян передал еще при жизни, в 1997 г. Оставшиеся документы поступили в 2002–2008 гг. от его вдовы И.Ю. Генс. Материалы фонда достаточно полно представляют личную и творческую биографию режиссера: это режиссерские и литературные сценарии его фильмов, творческие заявки, фотографии рабочих моментов съемок и кадров, рукописи воспоминаний, статей, обширной переписки, биографические документы и др.

Есть документы В.В. Катаняна и в других фондах архива – в первую очередь, конечно, в ф. 2577 «Брик Лили Юрьевна (1891–1978) – переводчица, ее муж Катанян Василий Абгарович (1902–1980) – литературовед».

Текст: К.В. Яковлева, Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ).


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

  • Ахматова (Горенко) Анна Андреевна, русская поэтесса, одна из наиболее значимых фигур русской литературы, была номинирована на Нобелевскую премию по литературе, подвергалась замалчиванию, цензуре и преследованиям СССР;
  • Маяковский Владимир Владимирович, русский и советский поэт, драматург, киносценарист, кинорежиссёр, Лауреат премии Ленинского комсомола, один из наиболее значимых русских поэтов, классик советской литературы;
  • Плисецкая Майя Михайловна, советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, прима-балерина Большого театра СССР, народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии, одна из величайших балерин мира;
  • Щедрин Родион Константинович, советский композитор, пианист, педагог, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР и двух Государственных премий РФ, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

В.В. Катанян с женой И.Ю. Генс. 1990-е гг. РГАЛИ
В.В. Катанян с женой И.Ю. Генс. 1990-е гг. РГАЛИ

Афиша фильма В.В. Катаняна «Звезды встречаются в Москве», посвященного Московскому международному кинофестивалю 1959 года. РГАЛИ
Афиша фильма В.В. Катаняна «Звезды встречаются в Москве», посвященного Московскому международному кинофестивалю 1959 года. РГАЛИ

Режиссерский сценарий В.В. Катаняна для художественно-документального фильма «Майя Плисецкая». 1964 г. РГАЛИ
Режиссерский сценарий В.В. Катаняна для художественно-документального фильма «Майя Плисецкая». 1964 г. РГАЛИ

Кадр из художественно-документального фильма В.В. Катаняна «Майя Плисецкая». 1964 г. РГАЛИ
Кадр из художественно-документального фильма В.В. Катаняна «Майя Плисецкая». 1964 г. РГАЛИ

Афиша фильма «Майя Плисецкая» на фасаде кинотеатра «Художественный» в Москве. 1964 г. РГАЛИ
Афиша фильма «Майя Плисецкая» на фасаде кинотеатра «Художественный» в Москве. 1964 г. РГАЛИ

Творческая заявка В.В. Катаняна на фильм «Музы и пушки». 20 августа 1969 г. РГАЛИ
Творческая заявка В.В. Катаняна на фильм «Музы и пушки». 20 августа 1969 г. РГАЛИ

Письмо В.В. Катаняна – Л.Ю. Брик и В.А. Катаняну в связи со смертью Эльзы Триоле. 24 июля 1970 г. РГАЛИ
Письмо В.В. Катаняна – Л.Ю. Брик и В.А. Катаняну в связи со смертью Эльзы Триоле. 24 июля 1970 г. РГАЛИ

Воспоминания В.В. Катаняна о Лиле Брик. Март 1989 г. РГАЛИ
Воспоминания В.В. Катаняна о Лиле Брик. Март 1989 г. РГАЛИ

Фотография находящихся на отдыхе в Красной Пахре (слева направо) В.В. Катаняна, Э.В. Абайдуллиной, Э.А. Рязанова. 28 марта 1995 г. РГАЛИ
Фотография находящихся на отдыхе в Красной Пахре (слева направо) В.В. Катаняна, Э.В. Абайдуллиной, Э.А. Рязанова. 28 марта 1995 г. РГАЛИ


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9030 публикаций
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_7138
Поделиться:

Интересно:

Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
24.11.2024 15:48 Мероприятия
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
Обработаны фотоизображения моделей новой коллекции одежды Дизайнерского дома Misha’Le Елены Мишакковой представленные на Международном конкурсе молодых дизайнеров в Москве в ноябре 2024 года.МКММ - Международный социально значимый проект в российской fashion-индустрии, цель которого найти...
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
24.11.2024 15:38 Новости
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
      С просьбой рассмотреть возможность проведения молебнов и панихид в память по А. В. Суворову в преддверии празднования его дня рождения 24 ноября к главам епархий страны обратился заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора С. Ю. Рудов. Синод Русской Православной...
Денежная реформа Сокольникова
24.11.2024 12:03 Аналитика
Денежная реформа Сокольникова
Предпосылки и причины проведения денежной реформы Закончившаяся Гражданская война и сопутствующая ей политика «военного коммунизма» привели к гиперинфляции. Продолжилось обесценивание денег. В 1921 году совзнаки настолько обесценились, что практически не имели какого-либо реального значения. К...
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
24.11.2024 09:03 Персоны
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
Александр Васильевич Суворов – основоположник русской военной теории, генералиссимус, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, граф Рымникский (1789), князь Итальянский (1799), великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, не считая семи иностранных. Гений...
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
23.11.2024 12:50 Мероприятия
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
21 ноября 2024 года в Москве на Большой Якиманке 26, бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе на площадке проекта МКММ - Международного Московского конкурса молодых модельеров.          Сегодня МКММ является одним из самых модных fashion мероприятий...