81 год назад советские войска освободили территорию Адыгеи от немецко-фашистских захватчиков. Оккупация длилась шесть месяцев — с 9 августа 1942-го по 18 февраля 1943 года.
За это время были расстреляны, замучены в застенках гестапо, повешены свыше пяти тысяч человек, в том числе более 150 партизан. Серьезно пострадали промышленность, транспорт, средства связи и коммуникаций, оказались разорены 220 колхозов, все совхозы и МТС. Были взорваны или сожжены здания школ, больниц, культурно-просветительских учреждений, жилых домов. Целые кварталы Майкопа были превращены в развалины и пепелища.
18 февраля 1943 года фашисты были изгнаны из последних оккупированных населенных пунктов Адыгеи — аулов Афипсип и Псейтук. Эта точная дата и считается днем полного освобождения от фашистских оккупантов.
Немецко-фашистские захватчики, покидая город, применяли бесчеловечную тактику «выжженной земли», уничтожая все, что попадалось им на пути.
От Сталинграда до Кавказа
Бои за освобождение территории Адыгеи от немецко-фашистских захватчиков начались после того, как в районе Сталинграда оказалась в окружении, а затем и сдалась в плен 330-тысячная группировка гитлеровских армий во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Опасаясь снова попасть в «котел», теперь уже северокавказский, гитлеровцы стали отходить с территорий, занятых ими в 1942 году, — из-под Моздока и других направлений. Отступая, они отчаянно сопротивлялись, но их судьба уже была предрешена в ходе наступательной операции Черноморской группы советских войск.
18 февраля 1943 года фашисты были изгнаны из последних оккупированных населенных пунктов Адыгеи — аулов Афипсип и Псейтук. Эта точная дата и считается днем полного освобождения от фашистских оккупантов. Установить ее помог наш земляк — полковник в отставке, ученый-историк Хазретбий Сиджах. В архивах Минобороны страны он долго и кропотливо изучал этот вопрос, исследовал множество военных донесений и других документов, связанных с боями за освобождение Северного Кавказа от немцев. Он и предложил 18 февраля — дату изгнания фашистов из последнего населенного пункта ААО отмечать как День освобождения Адыгеи от гитлеровцев. Это предложение поддержал первый президент республики Аслан Джаримов, который и учредил указом эту дату. Затем парламент РА внес дополнения в республиканский закон о праздничных и памятных датах, навсегда законодательно закрепив День освобождения Адыгеи от немецко-фашистских захватчиков.
Непрерывные бои
В начале 1943 года разгорелись бои за освобождение Кубани, а уже в феврале немецко-фашистские оккупанты были изгнаны из Адыгеи. Как свидетельствуют исторические данные, в освобождении юга нашей страны участвовали как сухопутные и воздушные войска, так и моряки Черноморского флота и Азовской военной флотилии.
Ведению военных действий препятствовала и погода — беспрестанно шел снег. 19 и 20 января установилась ясная морозная погода, и наши полки — 193-й и 1329-й — успешно обошли позицию неприятеля. Таким образом была прервана их линия обороны.
Из фронтовой сводки, поступившей в штаб 46-й армии: «К 7 января 1943 года 9-я горнострелковая дивизия сосредоточилась в районе горного перевала Тубы (сейчас это Грачевский перевал. — В.Л.), Режет — в армейском резерве. В ночь на 12 января 1943 года, выдвигаясь из правого фланга 31-й дивизии и частично через ее боевые порядки, заняла оборону юго-восточнее станицы Черниговской, и далее на юг, перед грядой высот в долине рек Пшеха и Цице, перед высотами 447,1 («Желтая гора») и горой Шапка». Именно здесь должен был состояться штурм сильно укрепленной фашистскими войсками высоты. Он проходил в очень сложных условиях, под сплошным огнем станковых и ручных пулеметов врага, по обледенелым практически отвесным горным склонам. 9-я горнострелковая дивизия несла большие потери личного состава — свыше 700 человек раненых и убитых. Несмотря на героизм советских воинов, им с большим трудом удалось продвинуться с боями лишь на 700 метров.
Ведению военных действий препятствовала и погода — беспрестанно шел снег. 19 и 20 января установилась ясная морозная погода, и наши полки — 193-й и 1329-й — успешно обошли позицию неприятеля. Таким образом была прервана их линия обороны. В результате кровопролитных боев была освобождена ст.Самурская, и это стало переломным моментом в ходе военных действий. Наши войска перешли от оборонительных боев к наступлению. Один за другим были освобождены населенные пункты: ст.Ширванская, Апшеронская, Кубанская, х.Зозулин, а 28 января была освобождена от фашистских захватчиков и ст.Дондуковская. Героический натиск советских войск вызвал паническое бегство и быстрое отступление фашистов из всех населенных пунктов Адыгеи, расположенных в низовьях рек Белой и Курджипс. 28 января 1943 года фашисты отвели свои войска из станции Белореченской и г. Майкопа. 29 января 9-я горнострелковая дивизия овладела станцией Белореченской, и передовые отряды дивизии вошли в ст. Ханскую. В тот же день разведгруппа 193-го горнострелкового полка вошла в Майкоп, где встретилась с разведгруппой 2-го батальона 23-го погранполка НКВД и партизанами. Было временно сформировано руководство города, которое возглавил командир Майкопского партизанского отряда Стефан Козлов. Вечером того же дня на площади имени Ленина в Майкопе состоялся торжественный митинг по случаю освобождения города от фашистских захватчиков.
Битва на перевале
27 января 1943 года пограничники батальона 23-го полка первыми вошли в Майкоп, они освободили более 1,5 тыс. военнопленных, захватили 200 тонн авиабензина, более тысячи авиабомб, большое количество боеприпасов. Взятие города, как говорилось в докладе командования фронта, отрезало путь отхода вражескому гарнизону.
23-й погранполк НКВД прибыл с Западной Украины в Сочи для охраны Закавказского участка фронта. Полком командовал уроженец Одессы подполковник Павел Казак, а вторым батальоном полка — майор Николай Пискун. За 2,5 месяца на подступах к Майкопу разведгруппы батальона истребили более 300 солдат и офицеров противника, хотя численность врага втрое превосходила пограничников, не говоря уже о технике и вооружении.
Героический натиск советских войск вызвал паническое бегство и быстрое отступление фашистов из всех населенных пунктов Адыгеи, расположенных в низовьях рек Белой и Курджипс.
Несмотря на неравенство сил, личный состав батальона 25 января 1943 г. начал наступление на ст. Дагестанскую и Кужорскую. Бой длился 14 часов, станицы переходили из рук в руки, но под напором пограничников фашисты отступили. Преследуя врага, бойцы батальона захватили много пленных и трофеев. После этого полк продолжил свое наступление, освобождая населенные пункты Адыгеи и Краснодарского края.
Но до дня освобождения Майкопа продолжались ожесточенные бои в горах Адыгеи. Они развернулись в ущелье восточнее горы Фишт. Командир 23-го полка Павел Казак докладывал командующему 46-й армией: «В результате ожесточенных боев 1-й и 2-й батальоны полка очистили плато Лагонаки от немецко-фашистских захватчиков. Задача по овладению перевалами Абадзешским и Азишским выполнена».
Затем пришла пора освобождения Майкопа и равнинной части Адыгеи и Кубани. Вот что писал политрук 15-й заставы 2-го батальона 23-го погранполка Василий Гайдук: «По пояс в ледяной воде, переправляясь через реку Белую в районе спиртзавода, бойцы в 10-11 часов дня уже были в Майкопе, откуда спешно отступали фашисты, а уже спустя два-три часа в город вошел горнострелковый отряд численностью около ста человек (это была часть 9-й горнострелковой дивизии). В 16 часов сорок всадников во главе с майором Пискуном также прибыли в Майкоп. С рассветом 29 января 1943 г. весь второй батальон 23-го пограничного полка вошел в город, о чем сразу же сообщило Совинформбюро».
Несмотря на неравенство сил, личный состав батальона 25 января 1943 г. начал наступление на ст. Дагестанскую и Кужорскую. Бой длился 14 часов, станицы переходили из рук в руки, но под напором пограничников фашисты отступили.
За успешные действия полк был награжден вторым орденом Красной Звезды. На территории Адыгеи в настоящее время находятся 3 захоронения и 3 памятника погибшим пограничникам — в ст. Даховской, с. Хамышки и ст. Новопрохладной, а также на Белореченском, Азишском и Армянском перевалах.
В апреле 2010 г. на Азишском перевале была открыта мемориальная плита, посвященная подвигу пограничников 2-го погранбатальона под руководством майора Пискуна.
Историческая хроника
При освобождении Адыгеи от гитлеровцев разгорались жестокие бои. Некоторые населенные пункты, как, например, аулы Шенджий, Лакшукай, Тугургой, по нескольку раз переходили из рук в руки, а за пос.Энем бой длился два дня.
Точно установлены даты освобождения населенных пунктов нынешней территории Адыгеи:
— ст. Даховская — 21.01.1943, 23-й пограничный полк, командир — подполковник П. Казак;
— ст. Курджипская, х. Садовый — 28.01.1943, 23-й пограничный полк;
— с. Красное — 29.01.1943, 1149-й стрелковый полк 55-й гвардейской стрелковой дивизии, командир — майор М. Абрамов;
— а. Ассоколай — 29.01.1943, 353-я стрелковая дивизия;
— ст. Ханская — 29.01.1943, 9-я горнострелковая дивизия, командир — подполковник М.Евстигнеев;
— а. Ново-Вочепший — 30.01.1943, 723-й стрелковый полк 395-й стрелковой дивизии, командир — майор С. Строков;
— а. Бжедугхабль, с. Преображенское, с. Новосевастопольское, с. Николаевское (ныне Красногвардейское), а. Адамий — 30.01.1943, 9-я горнострелковая дивизия;
— с.Штурбино, с.Еленовское, а.Хатукай — 31.01.1943, 9-я горнострелковая дивизия;
— а.Пчегатлукай — 01.02.1943, 365-я стрелковая дивизия, командир — генерал-майор Н.Чуваков;
— а.Гатлукай — 02.02.1943, 236-я стрелковая дивизия, командир — Е.Фесенко;
— а.Шенджий — 11.02.1943, 10-й гвардейский стрелковый корпус, командир — генерал-майор В.Глаголев;
— а.Натухай — 12.02.1943, 83-я горнострелковая и 32-я гвардейская стрелковая дивизии, командиры — полковник А.Лучинский и генерал-майор М.Тихонов;
— а.Козет, пос.Яблоновский — 12.02.1943, 353-я стрелковая дивизия;
— а.Тахтамукай — 12.02.1943, 83-я горнострелковая дивизия;
— пос.Энем — 13.02.1943, 83-я горнострелковая и 32-я гвардейская стрелковая дивизии, командиры — полковник А.Лучинский и генерал-майор М.Тихонов;
— а.Панахес — 15.02.1943, 352-я стрелковая дивизия;
— а.Афипсип — 18.02.1943, 353-я стрелковая дивизия;
— а.Псейтук — 18.02.1943, 395-я стрелковая дивизия, командир — полковник С.Рахманов.
Текст: Валерия Ломешина. Газета «Советская Адыгея».
Изображение из открытых источников.
Исторические события: