15.02.2024 16:07, Редакция: 15.02.2025 10:07
Аналитика.
Просмотров всего: 13594; сегодня: 26.

К годовщине завершения Новгородско-Лужской операции

К годовщине завершения Новгородско-Лужской операции

15 февраля 1944 года завершилась Новгородско-Лужская операция - наступательная операция советских войск, составная часть стратегической Ленинградско-Новгородской операции.

Операция проводилась советскими войсками Волховского фронта против части сил 18-й немецкой армии, осаждавшей Ленинград.

Задачами являлись: разгромить группировку противника в районе Новгорода, освободить Октябрьскую железную дорогу и окружить, совместно с войсками Ленинградского фронта, основные силы 18-й немецкой армии в районе города Луга.

Замысел операции по освобождению Новгорода состоял в том, чтобы одновременно ударить севернее и южнее города в обход, по сходящимся направлениям на Люболяды, и замкнуть тем самым кольцо окружения вокруг новгородской группировки противника.

Основной удар наносился с севера, с рубежа Любцы – Котовицы: по линии опорных пунктов врага, созданных им вдоль дороги Новгород – Чудово. Вспомогательный удар наносился с юга через озеро Ильмень и был нашим «тузом в рукаве» – там враг наступления никак не ожидал. Затем войска объединялись к западу от Новгорода, замыкая внешнее и внутреннее кольцо окружения, и засевшие в городе части противника оказывались в ловушке. Наносился также третий (отвлекающий) «ложный» удар через Хутынь — чтобы дезориентировать врага.

Операции предшествовала долгая и тщательная подготовка.

59-я армия к моменту наступления была сильным противником. Шел уже третий год войны, и наша страна за это время обеспечила всем необходимым все войска на всех фронтах – напряженным, самоотверженным трудом своих граждан. Красная армия Советского Союза была теперь мощной, соответствующей масштабам войны, обученной воевать – и в теории, и на практике. Здесь, на берегах Волхова, стояла уже не горстка отважных защитников «с десятью патронами на брата» – позиции занимали полноценные стрелковые дивизии, за время позиционных боев хорошо изучившие местность, имеющие поддержку артиллерии, авиации, инженерно-саперных и бронетанковых частей.

Вместе с тем командование нашего Волховского фронта адекватно оценивало силы врага и созданную им мощную систему обороны – на ближних и дальних подступах к Новгороду. Поэтому вариант лобовой атаки на Новгород не рассматривали, решив начать операцию с удаленных от него позиций.

На севере для старта наступления собирались использовать Заволховский плацдарм, который еще в 1942 году был занят нашими войсками на западном, «немецком» берегу Волхова. На юге решающую роль должен был сыграть элемент внезапности – предполагалось максимально незаметно пересечь озеро Ильмень, которое враг считал естественной своей защитой.

Предстоящая операция тщательно готовилась командованием Волховского фронта, начиная с осени 1943 года. Проводились военные учения по всем сторонам ведения наступательных боев: тренировали командиров и бойцов, пехоту, артиллерию, танкистов, связистов – всех! Непрерывно велась разведка, по результатам которой были составлены подробные карты – ими обеспечили весь офицерский состав, вплоть до командиров рот.

Перед наиболее ответственными участками будущей операции тщательно готовились стартовые плацдармы.

«Было построено дополнительно много траншей и ходов сообщения, оборудованы позиции для ведения огня прямой наводкой и передовые наблюдательные пункты, подвезены сотни тонн боеприпасов. Инженерные войска отремонтировали все дороги, построили ряд новых мостов и соорудили паром для тяжелых танков через реку Волхов. К сожалению, свирепые морозы и метели сорвали впоследствии его работу. Тогда саперы, работая в ледяной воде, навели мост особой конструкции, и тяжелые танки были переправлены на западный берег…» (Мерецков К.А. На службе народу).

Была обеспечена мощная поддержка с воздуха – 59-я армия должна была идти в наступление во взаимодействии с 14-й воздушной армией Волховского фронта. Нанести удар по фашистам готовились две ее авиационные дивизии: 281-я штурмовая и 280-я бомбардировочная.

Было четко отлажено взаимодействие всех родов войск, подготовлены и распределены силы и средства связи, обеспечено превосходство над врагом по пехоте в 3,3 раза, по артиллерии – в 3,5 раза, по танкам – в 11 раз. 59-я армия была готова наступать.

Изображение из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12143 публикации
Сайт: vk.com/wall-198903419_4516
Поделиться:

Интересно:

Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...
Как освещались дома на Руси
10.11.2025 11:13 Аналитика
Как освещались дома на Руси
Трудно вообразить, как наши предки обходились без электричества, с учетом того, что в крестьянских домах окна «застеклялись» бычьим пузырем, и жилые помещения даже днем находились в полумраке. Помимо лучин, как у большинства малоимущего населения, в более состоятельных домах использовались факела, свечи, а затем появились и масляные светильники. Естественно, что исходя из эстетических потребностей, светцы – держатели лучин, подсвечники, светильники, масляные лампы и канделябры были одним из важных декоративных элементов жилища. Уникальная коллекция масляных светильников была найдена в славянском культурном слове при раскопках городища Саркел-Белая Вежа. Саркел, что на хазарском языке означало «Белый дом», а затем переименованный на славянский лад «Белая Вежа» - хазарский город-крепость на левом берегу реки Дон, построенный в 834-837 годах на перекрестке торговых путей. В 965 году Саркел...
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...