22.01.2024 16:12
Новости.
Просмотров всего: 1297; сегодня: 2.

22 января 1972 года в прокат вышел фильм «Солярис»

22 января 1972 года в прокат вышел фильм «Солярис»

Российская научно-фантастическая драма «Солярис», снятая Андреем Тарковским по мотивам одноименного фантастического романа Станислава Лема, 22 января 1972 году вышла в прокат. 

Кинолента рассказывает об этических проблемах человечества, рассматриваемых через призму контактов с внеземным разумом. Фильм состоит из двух частей. Главные роли исполнили Донатас Банионис и Наталья Бондарчук. Обладатель Гран-при Каннского кинофестиваля. Входит в число величайших фантастических фильмов в истории мирового кинематографа.

Действие фильма происходит в неопределенном будущем. Соляристика - наука, изучающая далекую планету Солярис, - зашла в тупик. На Земле разгорается дискуссия - продолжать ли тратить ресурсы на исследование планеты или окончательно свернуть его. Споры подогревают показания пилота Бертона. Некоторые ученые на их основании делают вывод, что океан, покрывающий практически всю планету, возможно, обладает разумом. Психолог, доктор Крис Кельвин вылетает на Солярис, чтобы принять решение на месте.

На огромной полузаброшенной орбитальной научной станции «Солярис» уже несколько лет живут только трое ученых - Снаут, Сарториус и Гибарян. Оказавшись на станции, скептически настроенный Крис обнаруживает, что ее экипаж измучен необъяснимыми явлениями: к людям приходят «гости» - материальное воплощение их самых мучительных и постыдных воспоминаний. Избавиться от «гостей» невозможно никаким способом - они возвращаются снова и снова. Снаут полностью деморализован, Сарториус прикрывается маской циничного исследователя, а Гибарян и вовсе покончил с собой незадолго до прибытия Кельвина.

Пока Кельвин спит, «гость» приходит и к нему. Океан материализует образ его жены, Хари, за 10 лет до этого наложившей на себя руки после семейной ссоры. Поначалу Кельвин, как и другие соляристы, пытается избавиться от «двойника», но тщетно. Со временем Кельвин начинает относиться к «гостю», как к живому человеку. «Копия» Хари тоже постепенно осознает свою сущность. Вместо запрограммированной потребности неотлучно находиться возле Кельвина в ней развивается человеческая способность к самостоятельному принятию решений.

Понимая, что своим существованием она причиняет Кельвину страдания, она сначала пытается убить себя, а после неудачи просит Снаута и Сарториуса ее уничтожить, что они и делают путем аннигиляции. Потом Сарториус и Снаут проводят эксперимент, послав энцефалограмму Кельвина океану. Попытка приносит результат - визиты «гостей» прекращаются. Зато океан начинает проявлять другую активность - на его поверхности стали появляться странные «острова». В финале Кельвин возвращается на Землю к отцу, и оба застывают на пороге дома. После этого камера поднимается вверх, и видно, что на самом деле это не Земля, а остров в океане Соляриса.

Сам Тарковский, так отзывался о своей картине: «Главный смысл… фильма я вижу в его нравственной проблематике. Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень. Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее».

Параллель между эфемерными созданиями Соляриса и произведениями искусства людей выносит на поверхность вопрос о взаимоотношениях человека с его созданиями, в частности с кино как искусством репродуцирования реальности. В философских дискуссиях герои Тарковского обращаются к именам Толстого, Достоевского, Мартина Лютера, к произведению Гете «Фауст», мифу о Сизифе, спорят с идеями Фридриха Ницше, не называя его по имени. Предлагаемые режиссером ответы радикальны.

В отличие от большинства фантастических лент, которые противопоставляют человеческое и механическое начала как заведомо непримиримые противоположности, Тарковский обнаруживает между ними тайное родство. На него намекают уже самые первые кадры фильма: загадочно колеблющиеся водоросли земного водоема предвещают вечный водоворот океана планеты Солярис. Синтез земного и инопланетного достигает апофеоза в последней сцене фильма: в безбрежном океане Соляриса плывут острова, сотканные из памяти людей о Земле, и на одном из них Крис обнимает своего отца, принимая позу рембрандтовского блудного сына.

Создатели и Актерский состав фильма «Солярис»:

Режиссер - Андрей Тарковский. 

Сценаристы - Андрей Тарковский, Фридрих Горенштейн.

Оператор - Вадим Юсов. 

Композитор - Эдуард Артемьев. 

Художник - Михаил Ромадин.

Актеры - Донатас Банионис, Наталья Бондарчук, Юри Ярвет, Владислав Дворжецкий, Николай Гринько, Анатолий (Отто) Солоницын, Сос Саркисян.

Производство - Мосфильм.

Премьера - 22 января 1973.

Серий - 2.

Бюджет - 1 миллион рублей. 

Количество зрителей в СССР - 10 500 000 человек.

Продолжительность - 169 мин.

Жанр - научная фантастика, экранизация, драма.

Изображение из открытых источников.


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 8654 публикации
Сайт: rus.team/events/fantasticheskij-film-solyaris-vyshel-v-prokat
Поделиться:

Интересно:

Тонкости открытия своего бизнеса: кофейня
31.10.2024 18:50 Консультации
Тонкости открытия своего бизнеса: кофейня
Кофейня является одним из популярных вариантов для начала бизнеса. И этому есть свои причины. В больших городах на потребление кофе есть стабильный спрос. Открытие заведения не требует больших вложений. Стоимость аренды, оборудования зависит от формата и расположения, но в целом это не самый...
31.10.2024 17:38 Аналитика
Что изменилось в России с 1 ноября 2024 года
Всего в ноябре начнут действовать положения 133 федеральных актов, принятых на данный момент. Ключевые поправки касаются: трудовых отношений, сферы IT, военной службы, СВО, банковской деятельности и кредитования, налогообложения, вопросов гражданства и миграционного учета и иных сфер. Рассмотрим...
История Великого чайного пути
31.10.2024 15:45 Аналитика
История Великого чайного пути
Великий чайный путь — караванный путь, пролегавший в XVI-XIX веках между Азией и Европой. По объемам торгового оборота он был вторым после Великого шелкового пути. Великий чайный путь, который охватывал территории Китая, Монголии, России и действовал более 200 лет, оказал огромное влияние на...
О первом русском книгопечатнике Иване Фёдорове расскажет выставка
31.10.2024 13:40 Мероприятия
О первом русском книгопечатнике Иване Фёдорове расскажет выставка
В Российской национальной библиотеке состоялось открытие планшетной выставки «Иван Фёдоров и начало книгопечатания в восточнославянских землях», созданная при поддержке фонда «История Отечества». В открытии выставки принял участие председатель Правления Российского исторического общества...
Россия, Китай и Монголия создадут единый бренд турмаршрута
31.10.2024 13:13 Новости
Россия, Китай и Монголия создадут единый бренд турмаршрута
Российская сторона председательствует и одновременно является организатором восьмого совещания руководителей туристских администраций России, Китая и Монголии, которое состоялось в столице Бурятии Улан-Удэ. Участники встречи подтвердили свою заинтересованность в сотрудничестве в области...