22.01.2024 16:12
Новости.
Просмотров всего: 1351; сегодня: 2.

22 января 1972 года в прокат вышел фильм «Солярис»

22 января 1972 года в прокат вышел фильм «Солярис»

Российская научно-фантастическая драма «Солярис», снятая Андреем Тарковским по мотивам одноименного фантастического романа Станислава Лема, 22 января 1972 году вышла в прокат. 

Кинолента рассказывает об этических проблемах человечества, рассматриваемых через призму контактов с внеземным разумом. Фильм состоит из двух частей. Главные роли исполнили Донатас Банионис и Наталья Бондарчук. Обладатель Гран-при Каннского кинофестиваля. Входит в число величайших фантастических фильмов в истории мирового кинематографа.

Действие фильма происходит в неопределенном будущем. Соляристика - наука, изучающая далекую планету Солярис, - зашла в тупик. На Земле разгорается дискуссия - продолжать ли тратить ресурсы на исследование планеты или окончательно свернуть его. Споры подогревают показания пилота Бертона. Некоторые ученые на их основании делают вывод, что океан, покрывающий практически всю планету, возможно, обладает разумом. Психолог, доктор Крис Кельвин вылетает на Солярис, чтобы принять решение на месте.

На огромной полузаброшенной орбитальной научной станции «Солярис» уже несколько лет живут только трое ученых - Снаут, Сарториус и Гибарян. Оказавшись на станции, скептически настроенный Крис обнаруживает, что ее экипаж измучен необъяснимыми явлениями: к людям приходят «гости» - материальное воплощение их самых мучительных и постыдных воспоминаний. Избавиться от «гостей» невозможно никаким способом - они возвращаются снова и снова. Снаут полностью деморализован, Сарториус прикрывается маской циничного исследователя, а Гибарян и вовсе покончил с собой незадолго до прибытия Кельвина.

Пока Кельвин спит, «гость» приходит и к нему. Океан материализует образ его жены, Хари, за 10 лет до этого наложившей на себя руки после семейной ссоры. Поначалу Кельвин, как и другие соляристы, пытается избавиться от «двойника», но тщетно. Со временем Кельвин начинает относиться к «гостю», как к живому человеку. «Копия» Хари тоже постепенно осознает свою сущность. Вместо запрограммированной потребности неотлучно находиться возле Кельвина в ней развивается человеческая способность к самостоятельному принятию решений.

Понимая, что своим существованием она причиняет Кельвину страдания, она сначала пытается убить себя, а после неудачи просит Снаута и Сарториуса ее уничтожить, что они и делают путем аннигиляции. Потом Сарториус и Снаут проводят эксперимент, послав энцефалограмму Кельвина океану. Попытка приносит результат - визиты «гостей» прекращаются. Зато океан начинает проявлять другую активность - на его поверхности стали появляться странные «острова». В финале Кельвин возвращается на Землю к отцу, и оба застывают на пороге дома. После этого камера поднимается вверх, и видно, что на самом деле это не Земля, а остров в океане Соляриса.

Сам Тарковский, так отзывался о своей картине: «Главный смысл… фильма я вижу в его нравственной проблематике. Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень. Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее».

Параллель между эфемерными созданиями Соляриса и произведениями искусства людей выносит на поверхность вопрос о взаимоотношениях человека с его созданиями, в частности с кино как искусством репродуцирования реальности. В философских дискуссиях герои Тарковского обращаются к именам Толстого, Достоевского, Мартина Лютера, к произведению Гете «Фауст», мифу о Сизифе, спорят с идеями Фридриха Ницше, не называя его по имени. Предлагаемые режиссером ответы радикальны.

В отличие от большинства фантастических лент, которые противопоставляют человеческое и механическое начала как заведомо непримиримые противоположности, Тарковский обнаруживает между ними тайное родство. На него намекают уже самые первые кадры фильма: загадочно колеблющиеся водоросли земного водоема предвещают вечный водоворот океана планеты Солярис. Синтез земного и инопланетного достигает апофеоза в последней сцене фильма: в безбрежном океане Соляриса плывут острова, сотканные из памяти людей о Земле, и на одном из них Крис обнимает своего отца, принимая позу рембрандтовского блудного сына.

Создатели и Актерский состав фильма «Солярис»:

Режиссер - Андрей Тарковский. 

Сценаристы - Андрей Тарковский, Фридрих Горенштейн.

Оператор - Вадим Юсов. 

Композитор - Эдуард Артемьев. 

Художник - Михаил Ромадин.

Актеры - Донатас Банионис, Наталья Бондарчук, Юри Ярвет, Владислав Дворжецкий, Николай Гринько, Анатолий (Отто) Солоницын, Сос Саркисян.

Производство - Мосфильм.

Премьера - 22 января 1973.

Серий - 2.

Бюджет - 1 миллион рублей. 

Количество зрителей в СССР - 10 500 000 человек.

Продолжительность - 169 мин.

Жанр - научная фантастика, экранизация, драма.

Изображение из открытых источников.


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9032 публикации
Сайт: rus.team/events/fantasticheskij-film-solyaris-vyshel-v-prokat
Поделиться:

Интересно:

550 лет «Хождению за три моря»
25.11.2024 11:58 Аналитика
550 лет «Хождению за три моря»
Индия – сказочное пространство для русского средневекового человека. Такие произведения древнерусской литературы как «Сказание об Индийском царстве», «Повесть о Варлааме и Иоасафе», «Сказание о брахманах» говорят о романтизации и мифологизации этого далекого края. Об интересе к Индии...
Денежная реформа Петра I
25.11.2024 11:03 Аналитика
Денежная реформа Петра I
На рубеже XVII–XVIII столетий Россия вступила в новую эпоху, вошедшую в историографию как петровские реформы. Преобразования эти, охватившие практически все стороны жизни российского общества, вызывали, да и вызывают до сих пор, противоречивую оценку не только современников Петра I, но и их...
Бессмертный подвиг донских и запорожских казаков: Азовское сидение
25.11.2024 10:52 Аналитика
Бессмертный подвиг донских и запорожских казаков: Азовское сидение
21 апреля (1 мая) 1637 года отряды донских и запорожских казаков во главе с атаманом Михаилом Ивановичем Татариновым блокировали турецкую крепость Азов (гарнизон до 4 тыс. человек при 200 орудиях) и после двухмесячной осады 18 (28) июня штурмом взяли вражескую крепость. После этого они удерживали...
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
24.11.2024 15:48 Мероприятия
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
Обработаны фотоизображения моделей новой коллекции одежды Дизайнерского дома Misha’Le Елены Мишакковой представленные на Международном конкурсе молодых дизайнеров в Москве в ноябре 2024 года.МКММ - Международный социально значимый проект в российской fashion-индустрии, цель которого найти...
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
24.11.2024 15:38 Новости
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
      С просьбой рассмотреть возможность проведения молебнов и панихид в память по А. В. Суворову в преддверии празднования его дня рождения 24 ноября к главам епархий страны обратился заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора С. Ю. Рудов. Синод Русской Православной...