12.01.2024 09:27
Персоны.
Просмотров всего: 5903; сегодня: 8.

О режиссере, который снял первый звуковой фильм, рассказали в РГАЛИ

О режиссере, который снял первый звуковой фильм, рассказали в РГАЛИ

Дзига Вертов (1896–1954) стал одним из тех режиссеров, которые стояли у истоков зарождения документального кино, он снял первый звуковой фильм в СССР, применил эффект замедленного движения и придумал приемы, которые до сих пор используют в кинематографе.

Давид (Денис – после 1907 г.) Абелевич Кауфман, таково было его имя при рождении, появился на свет в семье книготорговца. Вслед за ним в семье родились еще два мальчика, также ставшие также кинематографистами: Михаил (Моисей) – советский кинооператор и режиссер художественного и документального кино и Борис (Борух) – французский и американский кинооператор, кинорежиссер и продюсер. Все дети довольно рано заинтересовались модной тогда фотографией и сумели сами сконструировать камеру-обскура, а заодно фотографировали сверстников подаренным им фотоаппаратом.

Профессиональное становление Дениса началось не с художественного обучения: после окончания реального училища он поступил в Психоневрологический институт в Петрограде, а в 1917 г. продолжил учебу на юридическом факультете Московского университета, одновременно работая в отделе хроники Московского кинокомитета при Наркомате просвещения. Денис, твердо решивший связать свою жизнь с кино, взял себе псевдоним Дзига Вертов – от польского dziga («волчок») и русского слова «вертеться».

С 1 июня 1918 г. в Советской России стал выходить киножурнал «Кинонеделя», киновыпуски расходились с агитпоездами по всей стране. Подготовкой киножурналов увлеченно занимался Дзига Вертов. А летом 1918 г. он смонтировал свой первый фильм-хронику «Годовщина революции».

Последующая история этого фильма уникальна, поскольку несмотря на его популярность и создание для проката 40 копий (!), хотя обычно делалось 3–5 копий, в годы Гражданской войны фильм был утрачен. Литературно-инструкторский поезд ВЦИК возил и показывал ленту по всей стране, и к началу 1920-х гг. позитивные копии «Годовщины революции» пришли в негодность, а негатив, по практике тех лет, был использован для других кинохроникальных фильмов.

Киновед С.М. Ишевская в 2017 г. в фонде В.В. Маяковского в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ. Ф. 336. Оп. 1. Ед.хр. 82) нашла афишу, в которой были приведены титры фильма, что дало точное представление о количестве и последовательности кинофрагментов. Искусствоведу Н.И. Изволову удалось обнаружить в Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД) все фрагменты кинокартины, оцифровать их и осуществить повторный монтаж. Таким образом, был воссоздан легендарный фильм Дз. Вертова.

Возвращаясь к 1918 г., надо сказать, что карьера молодого режиссера шла настолько успешно, что осенью он возглавил Киносекцию Отдела агитационно-инструкторских пароходов и поездов ВЦИК. Вскоре он был командирован на фронт для руководства съемкой военных действий в ходе Гражданской войны, ездил с агитпоездами в качестве инструктора-организатора. Кадры, снятые во время поездок, вошли в выпуски хроники, а затем в созданные им документальные фильмы «История Гражданской войны» и «Агитпоезд ВЦИК». По инициативе Дз. Вертова начался выпуск тематических киножурналов «Киноправда». За 1922–1925 гг. вышло 23 номера журнала.

В 1925 г. Вертов приступил к созданию фильмов «Шагай, Совет! (Моссовет в настоящем, прошлом и будущем)», а через несколько лет – «Шестая часть мира». Оба фильма на самом деле выросли из рекламы Госторга. Однако киноленты настолько проникновенно рассказывали о Советском Союзе и его людях, что в итоге вышли за рамки рекламной «фильмы».

Параллельно с режиссерской работой Дз. Вертов выступил как теоретик нового направления в документальном кино, публикуя в печати статьи-манифесты, обосновывавшие методы и практические искания группы «Кино-оков» – творческого объединения советских кинодокументалистов.

В 1927 г. Дз. Вертов переезжает в Киев и на втором по мощности в СССР после «Совкино» государственном кинообъединении, на студии Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ) создает документальный фильм «Одиннадцатый» (1928), посвященный одиннадцатой годовщине Советской власти.

В 1929 г. вышел его знаменитый «Человек с киноаппаратом». Эта лента стала одной из самых известных работ режиссера и одновременно воплощением главных идей и принципов документального кино группы «Кино-оков» и самого Дз. Вертова. По его словам, фильм сделал попытку «оформить факты стопроцентным киноязыком», минуя приемы литературы и театра.

В 1930 г. Дз. Вертов снял первый в СССР документальный звуковой фильм «Симфония Донбасса» («Энтузиазм»). Пафос преобразований индустриализации как главного «инструмента» формирования нового человека эпохи коммунизма настолько захватил режиссера, что в следующем году он приступает к работе над фильмом «Три песни о Ленине». В него вошли кадры из его более ранних фильмов – «Ленинская киноправда», «В сердце крестьянина Ленин жив». В 1937 г. он создал фильм «Колыбельная», посвященный судьбе женщины в Советском Союзе и ее противопоставлению участи женщины за рубежом. Однако прямолинейность замысла и явно пропагандистское воплощение (как и «несуразность» первых вариантов сценария) привели к тому, что уже через пять дней после выхода в прокат картина была снята.

Последним предвоенным фильмом Дз. Вертова стала лента «Три героини» – о летчицах М.М. Расковой, П.Д. Осипенко, В.С. Гризодубовой.

Во время Великой Отечественной войны он работал в Алма-Ате на знаменитой Центральной Объединенной киностудии (ЦОКС), где создал фильмы «Кровь за кровь, смерть за смерть» (1941), «Клятва молодых» (1944) и «В горах Ала-Тау» (1944), посвященные жизни и борьбе советского тыла.

После возвращения в Москву Дз. Вертов вернулся на Центральную студию документальных фильмов (ЦСДФ), но ситуация существенно изменилась, и те принципы кинодокументалистики, которым режиссер остался верен, уже не воспринимались ни зрителем, ни весьма чутким к новым веяниям руководством киноотрасли. Подавляющее большинство его проектов отклонялось, он был отстранен от кинопроизводства – с обвинением в «отрыве от народа». Исповедуемые ранее режиссером пропагандистские приемы, актуальные на заре кинодокументалистики периода Гражданской войны, через четверть века воспринимались уже как механистические и примитивные. В последние годы жизни единственным проектом Дз. Вертова стал выпуск киножурнала «Новости дня». Всего до его ранней кончины появилось 55 выпусков.

Прошли годы, и творчество Дз. Вертова вновь стало интересно. Его работы изучают киноведы, манифестам «Кино-оков» посвящены многочисленные статьи, вышедшие в России и за рубежом, монографии Н.П. Абрамова и Л.М. Рошаля, сборник воспоминаний. В 1966 г. появился сборник произведений Дз. Вертова, куда вошли его статьи, сценарии, отрывки из дневников.

РГАЛИ является одним из главных хранителей материалов Дз. Вертова. Они сконцентрированы в его фонде (Ф. 2091), состоящем из двух описей, 764 единиц хранения.

Материалы первой описи были переданы в архив в 1958 г. вдовой Вертова – Елизаветой Игнатьевной Свиловой, которая и сама была выдающимся режиссером и монтажером документального кино, работала как вместе с мужем, так и над отдельными проектами. Ее фильм «Зверства фашистов» (1946) стал вещественным доказательством на Нюрнбергском процессе. Документы, составившие вторую опись, были переданы в РГАЛИ после смерти Е.И. Свиловой ее сестрой.

В фонде широко и полно представлены творческие и биографические материалы. Кроме того, документальные материалы Дз.Вертова имеются в других личных фондах РГАЛИ: В.Б. Шкловского (Ф. 562), С.М. Эйзенштейна (Ф. 1923), О.М. Брика (Ф. 2852), М.А. Кауфмана (Ф. 2986), Э.И. Шуб (Ф. 3035), в фонде Госкиноиздата (Ф. 966) и др.

Текст: И.Л. Решетникова, Российский государственный архив литературы и искусства.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Дзига Вертов. Конец 1920-х гг. РГАЛИ
Дзига Вертов. Конец 1920-х гг. РГАЛИ

Афиша фильма «Киноглаз». 1924 г. РГАЛИ
Афиша фильма «Киноглаз». 1924 г. РГАЛИ

Рабочие моменты съемки документального фильма «Симфония Донбасса» («Энтузиазм»). 1930 г. РГАЛИ
Рабочие моменты съемки документального фильма «Симфония Донбасса» («Энтузиазм»). 1930 г. РГАЛИ

Схема организации творческой лаборатории и выпуска фильмов «Кино-корреспондент». 1936 г. РГАЛИ
Схема организации творческой лаборатории и выпуска фильмов «Кино-корреспондент». 1936 г. РГАЛИ

«Годовщина революции». Перечень сцен картины-хроники Московского кинокомитета. 1918 г. РГАЛИ
«Годовщина революции». Перечень сцен картины-хроники Московского кинокомитета. 1918 г. РГАЛИ

Письмо Дзиги Вертова Свиловой Елизавете Игнатьевне (жене). 31 сентября 1931 г. РГАЛИ
Письмо Дзиги Вертова Свиловой Елизавете Игнатьевне (жене). 31 сентября 1931 г. РГАЛИ

Письмо Дзиги Вертова Свиловой Елизавете Игнатьевне (жене). 31 сентября 1931 г. РГАЛИ
Письмо Дзиги Вертова Свиловой Елизавете Игнатьевне (жене). 31 сентября 1931 г. РГАЛИ


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9027 публикаций
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_6600
Поделиться:

Интересно:

Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
24.11.2024 15:48 Мероприятия
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
Обработаны фотоизображения моделей новой коллекции одежды Дизайнерского дома Misha’Le Елены Мишакковой представленные на Международном конкурсе молодых дизайнеров в Москве в ноябре 2024 года.МКММ - Международный социально значимый проект в российской fashion-индустрии, цель которого найти...
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
24.11.2024 15:38 Новости
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
      С просьбой рассмотреть возможность проведения молебнов и панихид в память по А. В. Суворову в преддверии празднования его дня рождения 24 ноября к главам епархий страны обратился заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора С. Ю. Рудов. Синод Русской Православной...
Денежная реформа Сокольникова
24.11.2024 12:03 Аналитика
Денежная реформа Сокольникова
Предпосылки и причины проведения денежной реформы Закончившаяся Гражданская война и сопутствующая ей политика «военного коммунизма» привели к гиперинфляции. Продолжилось обесценивание денег. В 1921 году совзнаки настолько обесценились, что практически не имели какого-либо реального значения. К...
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
24.11.2024 09:03 Персоны
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
Александр Васильевич Суворов – основоположник русской военной теории, генералиссимус, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, граф Рымникский (1789), князь Итальянский (1799), великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, не считая семи иностранных. Гений...
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
23.11.2024 12:50 Мероприятия
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
21 ноября 2024 года в Москве на Большой Якиманке 26, бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе на площадке проекта МКММ - Международного Московского конкурса молодых модельеров.          Сегодня МКММ является одним из самых модных fashion мероприятий...