13.12.2023 11:10
Новости.
Просмотров всего: 7385; сегодня: 5.

История 943 морского ракетоносного авиационного полка

История 943 морского ракетоносного авиационного полка

943 морской ракетоносный Констанцский Краснознаменный авиационный полк сформирован приказом Народного комиссара ВМФ СССР №0036 28 мая 1938 года как первый бомбардировочный авиационный полк морской авиации.

Командиром полка назначен майор Николай Алексеевич Остряков, участник боёв в Испании, кавалер двух орденов Красного Знамени и ордена Красной Звезды, впоследствии Командующий ВВС ЧФ, Герой СССР.

В ходе войны с белофиннами 12 экипажей полка участвовали в боевых действиях. Экипаж в составе капитана Пинчука Г.С., штурмана капитана Харламова В.М. и воздушного стрелка-радиста сержанта Белогурова А.И. был удостоен звания Героев СССР. Они явились первыми авиаторами ЧФ удостоенными столь высокого звания. Ещё 22 авиатора-черноморца были награждены орденами.

22 июня 1941 года в 18 часов 40 минут ответным ударом по военно-морской базе Констанца (Румыния) полк вступил в Великую Отечественную войну. С полевого аэродрома «Биюк-Онлар» (Октябрьское) на боевое задание вылетели два экипажа из 4-й авиаэскадрильи. Самолёты пилотировали капитан Жолудь, ст. лейтенант Комаров, штурманы капитан Чепиженко, лейтенант Зайцев, воздушные стрелки-радисты лейтенант Воробьёв и сержант Новак.

23 июня 1941 года полк первым на флоте приступил к освоению самолёта Пе-2.

13 июля 1941 года шесть самолётов Пе-2 из 5-й АЭ под командованием капитана Цурцумия А.П. совершили налёт на нефтеперегонные заводы в Плоешти. При этом было уничтожено 2 заводских корпуса, 202 железнодорожных вагона, 46 емкостей, 220 тысяч тонн бензина. Заводы поставляли немецкой армии до 3 млн тонн бензина в год.

С 10 августа по 16 октября 1941 года, 67 суток, полк принимал участие в обороне Одессы. 2-я и 5-я АЭ капитанов Морковкина и Цурцумия выполняла в день 10-12 групповых вылетов на штурмовку боевых порядков врага. Всего было произведено 1450 самолётовылетов. «В боях за Одессу мы научились ненавидеть врага всеми силами своей души, - говорил отважный лётчик Андрей Кондрашин, - и, научившись ненавидеть, стали бить ещё злее, ещё лучше».

1-й АЭ капитана Корзунова И.Е., полк участвовал в обороне Севастополя. 

«Активно действуют на подступах к Севастополю наши бомбардировщики. Днём и ночью они громят укрепления и резервы противника. Отличная лётная подготовка, хорошая групповая слётанность, высокая выучка стрелков и бомбардиров обеспечили подразделения, которыми командуют Пешков, Корзунов высокой боеспособностью и живучестью». Эти слова генерал-майора Н.А.Острякова можно поставить эпиграфом к той замечательной странице,  которую вписали в историю обороны Севастополя наши пикирующие бомбардировщики.

С 1 августа 1942 года по ноябрь 1943 года полк принимал участие в обороне и освобождении Северного Кавказа. А также в налётах на объекты в Крыму, побережье Азовского моря и прикрытии кораблей флота.

С февраля по май 1944 года полк базировался в г.Скадовске с задачей наносить удары по коммуникациям врага, связывающим Крым с Одессой и Румынией. За этот период полком потоплено 8 транспортов с общим водоизмещением 16 000 тонн.

В апреле – мае 1944 года полк участвовал в освобождении Крыма и Севастополя. Главной задачей ударной авиации ВВС ЧФ являлась блокада Крыма, уничтожение кораблей противника на коммуникациях Крым – Румыния, срыв эвакуации немцев из Крыма. Отличились командир первой АЭ ст. лейтенант Тарарин С.А., заместитель командира АЭ капитан Казаковский К.И., командир полка майор Кирьянов С.С., командир 13-й Пикирующей авиадивизии Герой Советского Союза подполковник Корзунов И.Е. Полком произведено 234 боевых вылета. В результате было потоплено 12 транспортов с войсками и техникой общим водоизмещением 38 000 тонн, один танкер, шесть БДБ, одна сухогрузная баржа, повреждён один эсминец, семь транспортов и восемь других плавсредств.

В приказе Верховного Главнокомандующего от 10.05.1944 года, посвященном освобождению Севастополя, была объявлена благодарность летчикам подполковника Корзунова И.Е. за вклад по освобождению Крыма и Севастополя.

20 августа 1944 года полк принял участие в Констанцской воздушной операции. В приказе  Верховного Главнокомандующего вновь были отмечены лётчики дивизии полковника Корзунова.

Неувядаемой славой покрыли себя лётчики-пикировщики в жестоких боях с немецко–фашистскими захватчиками. За время Великой Отечественной войны лётчики полка совершили более 6500 боевых вылетов. Уничтожили 315 танков и бронемашин, 1378 автомашин, 270 плавсредств и 196 самолётов противника. Десятки тысяч вражеских солдат и офицеров нашли свой бесславный конец. 

В  жестоких схватках с коварным и грозным врагом полк потерял 380 лучших своих товарищей.

27 августа 1944 года полк награждён орденом Красного Знамени.

7 октября 1944 года полку присвоено почётное наименование «Констанцский».

В 1951 году полк освоил реактивный бомбардировщик Ил-28. Первыми совершили самостоятельные полёты лётчики Кузнецов, Герой СССР Скугарь, Онищенко, Капнулин, Житлов. С 1 декабря полк перешёл на новые штаты реактивной минно-торпедной авиации.

Полк приступил к освоению дальнего ракетоносца самолёта Ту-16КС. Первым самостоятельно вылетел командир полка полковник Жадан. К концу года полк объявлен в ВВС  ВМФ СССР «Отличным».

9 июня 1960 года произведён первый практический путь крылатой авиационной ракеты экипажами подполковника Жидецкого и майора Боровских.

В 1962 году  полк участвовал в оказании интернациональной помощи Индонезии в борьбе за независимость. 12 экипажей ракетоносцев Ту-16 КС совершили перелёт по маршруту Октябрьское – Джакарта. В это же время 207 военных специалистов ВВС Индонезии прошли подготовку на базе полка по курсу эксплуатации и боевого применения самолёта  Ту–16 КС. В ходе обучения индонезийских экипажей в небе Индонезии совершил подвиг командир отряда 2 АЭ майор Борисевич Олег Лукьянович. Ценою собственной жизни он посадил ракетоносец с отказавшими двигателями на рисовое поле, тем самым спас жизни индонезийского экипажа. Майор Борисевич награждён орденом Красное Знамя (посмертно).

Ноябрь 1967 года. Полк занял 1-ое место в ВВС ВМФ СССР по практическим пускам крылатых авиационных ракет и объявлен «Отличным».

1970 год. Полк принял участие в межфлотских манёврах «Океан-70». Полк награждён юбилейной грамотой в честь 100-летия В.И. Ленина.

С 1970-1972 год экипажи полка оказывали интернациональную помощь АР Египет в составе 90-й отдельной дальней разведывательной авиационной эскадрильи особого назначения. Одновременно происходило обучение арабских военных специалистов на базе полка.

3 сентября 1974 года. 943 МРАП первым в авиации ВМФ СССР преступил к освоению сверхзвукового ракетоносца с изменяемой стреловидностью крыла Ту-22 М (Backfire). И в дальнейшем эксплуатировал  все его модификации. Первые полковые полёты на самолёте Ту-22 М открыл командир полка полковник Зверев Ю.П.

В апреле 1975 года 1-ая АЭ полка впервые в авиации ВМФ СССР  шестью экипажами выполнила межфлотский манёвр на самолётах Ту-22 М2 на Краснознамённый Северный флот и приняла участие в учениях «Океан-75».

20 апреля 1975 года экипаж подполковника Задирака впервые на КЧФ произвёл практический пуск крылатой авиационной ракеты Х-22.

24 ноября 1978 года приказом МО СССР № 00136 от 4.11.78г. полк награждён Вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть».

В 1984 году девятью экипажами на самолётах Ту–22М2 совершён межфлотский манёвр на ТОФ.

В ходе освоения сверхзвуковых ракетоносных самолётов Ту-22 М2  и М3 произошли тяжёлые авиационные катастрофы. Так, 11 мая 1979 года во время плановых полётов в результате отказа одного из двигателей и пожара на борту, лётчик капитан Кубраков В.В., предварительно принудительно катапультировав экипаж, отвернул самолёт от села Янтарное (Красногвардейский р-он) и тем самым спас жителей села. Сам катапультироваться не смог. Посмертно он награждён орденом Красное Знамя.

14 января 1982 года во время взлёта на самолёте Ту-22 М2 произошел отказ автоматики продольного управления. Экипаж майора Васильева в составе штурмана капитана Паламарчука, второго штурмана капитана Фоминых до последнего мгновения боролся за живучесть машины и ценой собственных жизней не допустил падения её на с. Ленинское (Красногвардейский р-он).

21 мая 1990 года в ходе ночных полётов на самолёте Ту–22М3 произошло разрушение двигателя и пожар. Находясь в небе над пос. Зуя (Симферопольский р-он) экипаж в составе майора Захаревича, лейтенанта Косарева, подполковника Бурьянова и капитана Шадрина отвёл самолёт в сторону от посёлка и покинул борт. Во время катапультирования фрагментом разрушившегося самолёта был повреждён парашют капитана Шадрина, что явилось причиной его гибели.

Осенью 1990 года проявив героизм и мужество в аварийной ситуации в воздухе над морем, до конца выполнив свой долг, погибли капитан Карпов, старший лейтенант Кузичев, лейтенант Козлов, старший прапорщик Куванников, прапорщик Куренной.

За 58-летнию историю, полком командовало 27 командиров. Среди них такие выдающиеся авиаторы как Остряков, Хатиашвили, Морковкин, Корзунов, Кирьяков, Воронов, Многолет, Зверев, Тхоржевский, Чернов, Кузнецов. 

На момент расформирования полка в ноябре 1996 года все экипажи полка были подготовлены ко всем видам боевого применения. Однако, пресловутые концепции на развитие авиации привели к уничтожению ударной ракетоносной авиации Черноморского флота. 19 ракетоносцев Ту-22М3 были переданы на ТОФ РФ, а 20 утилизированы украинской стороной.

Но остались те, кто хранит боевые традиции, крепит и сохраняет боевую дружбу и память бывших однополчан. Заслуга в этом Совета ветеранов 943-го МРАП. При активном участии ветеранов полка в бывшем Доме офицеров (ныне ЦДЮТ) гарнизона Октябрьское 28 мая 2008 года открыт и работает на общественных началах Народный музей истории 943-го МРАП. Главной своей задачей совет ветеранов 943 МРАП, объединяющий около 200 военных пенсионеров, видит воспитание молодёжи на традициях авиации Черноморского флота, патриотизма и любви к России. Используя материалы из фонда музея, проводятся встречи с ветеранами авиации, родственниками погибших авиаторов, конференции, семинары, юбилеи, экскурсии, выставки, посвященные авиации.

Фото из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 8608 публикаций
Сайт: constantskiy-mrap.jimdofree.com/история-полка/
Поделиться:

Интересно:

Электросамокаты — за и против. Анализ мнений в соцсетях
29.10.2024 18:33 Аналитика
Электросамокаты — за и против. Анализ мнений в соцсетях
Электросамокаты стали одной из самых горячих тем летнего сезона 2024 года. На фоне ограничений и штрафов, которые ввели главные игроки рынка кикшеринга, в социальных сетях разгорелись целые баталии. Не утихают споры о том, что дает электротранспорт горожанам — удобство и мобильность или дискомфорт...
Нацисты планировали превратить Украинскую ССР в аграрный придаток
29.10.2024 12:35 Мероприятия
Нацисты планировали превратить Украинскую ССР в аграрный придаток
В пресс-центре ТАСС прошла конференция, посвященная годовщине освобождения Украины войсками Красной армии от оккупации нацистов и их пособников. Организатор мероприятия - Национальный центр исторической памяти при Президенте Российской Федерации. Нацисты планировали превратить Украинскую ССР в...
«Выберу.ру»: рейтинг лучших карт для автолюбителей в октябре 2024 года
28.10.2024 18:30 Аналитика
«Выберу.ру»: рейтинг лучших карт для автолюбителей в октябре 2024 года
«Выберу.ру» составил рейтинг банков с наиболее выгодными автолюбителям картами благодаря кешбэку на АЗС, за покупку запчастей, автосервис и шиномонтаж.   В ходе исследования эксперты финансового маркетплейса «Выберу.ру» изучили текущие параметры продуктов всех российских банков. В результате...
Огненный рейд лейтенанта Хетагурова
28.10.2024 18:14 Аналитика
Огненный рейд лейтенанта Хетагурова
В конце сентября 1941 года началась великая битва под Москвой. Это было одно из крупнейших событий Второй мировой войны. Не сумев после Смоленского сражения сходу прорваться к Москве, немцы не успокоились. 6 сентября фашисты приняли новое решение захватить Москву, разработав план операции «Тайфун»...
Особенности предпринимательской деятельности в малых городах
28.10.2024 17:34 Консультации
Особенности предпринимательской деятельности в малых городах
Бизнес в малых городах - это хорошая возможность открыть свое дело, не подвергая себя рискам крупных городов. В их числе высокая конкуренция, сложности с поиском хороших локаций, пресыщенность местных жителей ассортиментом товаров и услуг и др. У бизнеса в малых городах есть своя специфика, зная...