09.11.2023 18:05
Новости.
Просмотров всего: 16430; сегодня: 16.

Поисковики установили имена лётчиков, погибших в Удмуртии в 1942 году

Поисковики установили имена лётчиков, погибших в Удмуртии в 1942 году

На днях благодаря архивным данным удалось установить имена членов экипажа самолёта, разбившегося в 1942 году в Каракулинском районе Удмуртской Республики. История данного поиска началась в этом году, когда поисковики Молодёжной организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан и Удмуртской республиканской молодёжной организации «Долг» провели на территории района семинар-практикум «Небо Родины» с 16 по 18 июня.

Полевые работы проводились в районе бывшего населённого пункта Большие Калмаши Каракулинского района Удмуртии. По легенде, которую рассказали местные жители, зимой 1942 года в этом районе разбился при катастрофе советский двухмоторный самолёт. Тела четырех погибших членов экипажа были похоронены местными жителями на сельском кладбище.

Тогда были обнаружены многочисленные мелкие обломки самолёта и моторов, которые полностью подтвердили информацию, что в этой катастрофе погиб дальний бомбардировщик ДБ-3ф. Кроме этого, при обследовании старого сельского кладбища в бывшей деревне Большие Калмаши выяснилось, что воинское захоронение погибшего экипажа самолёта не состоит на государственном учёте и не паспортизировано. Над могилой в настоящее время находится обелиск, на котором записано: «Вечная Память воинам-лётчикам, погибшим на нашей земле».

В преддверии полевой экспедиции специалисты Всероссийского информационно-поискового центра провели архивно-исследовательскую работу, в результате которой удалось установить, что 23 марта 1942 года на этом месте разбился самолёт ДБ-3ф из состава 455-го дальнебомбардировочного авиационного полка. Самолёт перегонялся из города Красноярска в город Ярославль для авиационных полков формирующейся там 36-й авиационной дивизии Авиации Дальнего Действия (АДД).

Пилотировал данный самолёт лётчик, лейтенант Колодкин Александр Аверьянович, 1916 г.р., уроженец д. Дворище Богородского района Кировской области. В извещении, которое было выслано в адрес его жены Таисии Емельяновны, говорилось, что он захоронен на кладбище в селе Большие Калмаши.

При внимательной обработке баз данных по личному составу ВВС Красной армии, которые созданы поисковиками за годы архивной и исследовательской работы с различными документами, было предположительно установлено, что в этот же день из состава 455-го ДБАП значились погибшими без указаний обстоятельств и точного места захоронения следующие военнослужащие:

- старший авиамеханик, младший воентехник Рупеко Владимир Григорьевич, 1918 г.р., уроженец: Иркутская область Эхирит-Булагатский район участок Тургеньевский. Его мать Рупеко Елена Семеновна проживала по адресу: Иркутская область, с. Баяндай. Кадровый, в Красной армии с 1938 года. До 455-го ДБАП проходил службу в составе 204 ДБАП, затем в 53 ДБАП;

- воздушный стрелок-радист, сержант Линович Зуня Владимирович, 1909 г.р., уроженец: Белорусская ССР, Полесская область с. Калинковичи. Его жена Линович Фаня Даниловна проживала по адресу: г. Ленинград, Фрунзенский район, ул. Достоевского, д.4, кв.4 (по другим документам: д.4 кв.28). Мобилизован Фрунзенским РВК города Ленинграда 25.06.41г. (по другим данным 16.07.41г.). В одном из архивных документов учтён как Липович Зуся Владимирович. До 455-го ДБАП проходил службу в составе 203 ДБАП.

К сожалению, сведения о четвёртом члене экипажа самолёта, поисковикам найти не удалось. Поэтому предстояла кропотливая работа с документами Центрального архива Министерства обороны. И вот сейчас благодаря поддержке депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председателя регионального отделения Российского военно-исторического общества в Удмуртской Республике Ларисе Бурановой удалось получить архивную справку из Центрального Архива Министерства обороны Российской Федерации, в которой указывались полные данные на погибших экипаж самолёта.

Тем самым удалось подтвердить нахождение на борту разбившегося самолёта воентехника 2 ранга (так звание погибшего указано в архивной справке) Рупеко Владимира Григорьевича (в справке указано, что на станции Баяндай Иркутской области также проживала его жена Рупеко Анна Григорьевна).

Четвёртым неизвестным для поисковиков членом экипажа самолёта оказался стрелок-бомбардир, старший сержант Елкин Михаил Матвеевич, 1919 г.р., уроженец Орловской области Мценского района деревни Азарово. Кадровый, в Красную армию призван в 1939 году Приморским РВК города Ленинграда. Его отец Елкин Матвей Антонович проживал по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, дом 5 ИТР (дом инженерно-технических работников), кв.26.

Единственно, что в архивной справке не указан воздушный стрелок-радист самолёта Зуня Владимирович Линович. Но, это объясняется тем, что основные данные на погибших получены из журнала боевых потерь 53-го ДБАП. А дело в том, что сержант З.В. Линович выписанный 25 октября 1941 года из Красноярского госпиталя ЭГ № 1515, после ранения полученного в составе 203-го ДБАП, был направлен в Красноярский военный пересыльный пункт, и оттуда направлен для прохождения дальнейшей службы, сразу в состав 455-го ДБАП (это подтверждается именным списком 455-го ДБАП), и тем самым его гибель не была отражена в журнале потерь 53-го ДБАП.

Для пояснения добавим, что именно 23 марта 1942 года 53-й ДБАП 40 ДБАД был расформирован и его материальная часть и личный состав были переданы на укомплектование 455-го ДБАП 36-й АД Авиации Дальнего Действия с базированием на аэродроме Туношное (Ярославль). И как говорилось выше, разбившейся самолет как раз перегонялся экипажем из города Красноярска в город Ярославль. А согласно архивной справке погибшие А.А. Колодкин, М.М. Елкин и В.Г. Рупеко ранее проходили службу в составе 53-го ДБАП.

В настоящее время поисковики Удмуртской Республики и Республики Татарстан начинают поиск родных погибших лётчиков. Данной публикацией обращаемся в адрес наших коллег-поисковиков и всех неравнодушных людей помочь нам в этом деле.

В скором времени имена погибших будут увековечены на могиле экипажа на старом Большекалмашском кладбище. Кроме этого, имена погибших членов экипажа будут в последствии увековечены на памятных досках мемориала землякам - участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в центре села Малые Калмаши. А рядом с местом падения бомбардировщика, будет установлен мемориальный знак, рассказывающий о данной катастрофе, с именами погибших летчиков. 

Фото: Поисковое движение России.


Исторические события:

Мценск Орловской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.

Тематические сайты: Авиация, История, Молодежь, Общественные организации, Патриотизм, Соотечественники, земляки, диаспоры
Сайты субъектов РФ: Алтайский край, Иркутская область, Кировская область, Красноярский край, Орловская область, Санкт-Петербург, Татарстан Республика, Удмуртия Республика, Ярославская область
Сайты столиц субъектов РФ: Алтайский край - Барнаул, Красноярский край - Красноярск, Ярославская область - Ярославль
Сайты моногородов субъектов РФ: Орловская область - Мценск
Сайты федеральных округов РФ: Приволжский федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Центральный федеральный округ
Сайты стран: Беларусь, Германия, Россия, СССР
Сайты регионов мира: Европа Восточная, Европа Центральная
Сайты объединений стран: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Европейский союз, СНГ - Содружество независимых государств, Союзное государство Россия-Беларусь

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 8648 публикаций
Сайт: rf-poisk.ru/news/14831/
Поделиться:

Интересно:

История Великого чайного пути
31.10.2024 15:45 Аналитика
История Великого чайного пути
Великий чайный путь — караванный путь, пролегавший в XVI-XIX веках между Азией и Европой. По объемам торгового оборота он был вторым после Великого шелкового пути. Великий чайный путь, который охватывал территории Китая, Монголии, России и действовал более 200 лет, оказал огромное влияние на...
О первом русском книгопечатнике Иване Фёдорове расскажет выставка
31.10.2024 13:40 Мероприятия
О первом русском книгопечатнике Иване Фёдорове расскажет выставка
В Российской национальной библиотеке состоялось открытие планшетной выставки «Иван Фёдоров и начало книгопечатания в восточнославянских землях», созданная при поддержке фонда «История Отечества». В открытии выставки принял участие председатель Правления Российского исторического общества...
Россия, Китай и Монголия создадут единый бренд турмаршрута
31.10.2024 13:13 Новости
Россия, Китай и Монголия создадут единый бренд турмаршрута
Российская сторона председательствует и одновременно является организатором восьмого совещания руководителей туристских администраций России, Китая и Монголии, которое состоялось в столице Бурятии Улан-Удэ. Участники встречи подтвердили свою заинтересованность в сотрудничестве в области...
Выставка документов времен ВОВ открылась в Монголии
31.10.2024 11:01 Мероприятия
Выставка документов времен ВОВ открылась в Монголии
Посольство России в Монголии устроило торжественный прием в честь 120-летия ТАСС и визита его руководства в столицу страны, представив выставку 30 оригинальных плакатов ТАСС и десятков книг, конвертов с письмами и марками времен Великой Отечественной войны. "Отличительная черта новостей ТАСС ...
Сибирь, юг и Кавказ лидируют по приросту туристических поездок
31.10.2024 10:52 Аналитика
Сибирь, юг и Кавказ лидируют по приросту туристических поездок
5,5 млн поездок за девять месяцев совершили туристы по регионам Сибири с января по сентябрь 2024 года. Это на 15,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По количеству принятых туристов федеральный округ вышел на первое место. Самые высокие...