Отложенные на время Великой Отечественной войны все работы по строительству Ленинградского метрополитена возобновились 3 сентября 1947 года. На сегодняшний день Петербургское метро является мировым рекордсменом по средней глубине залегания станций. Многие из них имеют оригинальное архитектурно-художественное оформление, а 8 признаны объектами культурного наследия России.
Уже в конце 19 века в столице Российской империи всерьез обсуждали перспективы строительства подземной железной дороги. О планах Петербургского метро шумно спорили газеты, видные инженеры обсуждали достоинства и недостатки проектов.
Всего известно о десятке дореволюционных проектов. Но для строительства тогда не хватало средств. Вновь вопрос о проектировании подземного метрополитена был поставлен в 1938 году по инициативе Председателя исполкома ленинградского городского совета Косыгина. Работа пошла.
К апрелю 1941 года были заложены 34 шахтных ствола. На время войны все работы по строительству Ленинградского метрополитена были отложены и возобновились лишь 3 сентября 1947 года. Через десять лет после окончания войны, Ленинград получил подземный транспорт, оформленный в стиле сталинской архитектуры. Торжественное открытие состоялось 15 ноября. В общей сложности правительственными наградами было награждено 1023 участника строительства первой очереди метрополитена.
Первое продление метрополитена случилось в 1958 году, когда первая линия прошла под Невой к Финляндскому вокзалу. Дальнейшее строительство Кировско-Выборгской линии в 1970-е годы происходило главным образом в северном направлении.
В 1978 году была построена станция «Девяткино» в пределах Всеволожского района Ленинградской области. Продвижение этой линии на юг было существенно меньшим, в 1977 году были введены в эксплуатацию две станции, «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов», при этом закрыта станция «Дачное». Строительство второй - Московско-Петроградской - линии началось сразу после открытия метрополитена, а 6 лет спустя - в 1961 году - открылся участок «Технологический институт» - «Парк Победы» вдоль Московского проспекта. Эта линия относительно равномерно росла на юг и на север.
В 1963 году линия была продлена на север до станции «Петроградская»; окончательно вступил в строй первый в СССР кросс-платформенный узел на станции «Технологический институт». В 1970-е годы Московско-Петроградская линия продвигалась в основном на юг, дойдя до конечной станции «Купчино», в 1980-е годы - на север.
Третья - Невско-Василеостровская - линия открылась в 1967 году и к началу 1980-х годов соединила Васильевский остров и центр города с крупными жилыми и промышленными районами на левом берегу Невы. Последними введенными в эксплуатацию станциями на этой линии и во всем метрополитене являются «Новокрестовская» и «Беговая». Четвертая - Правобережная - линия появилась в 1985 году. Она начинается в юго-восточных спальных районах города. Через центр города она прошла в 1991 году.
В тот же период планировалась к запуску и пятая - Фрунзенско-Приморская - линия, но она появилась на схеме только в 2008 году после открытия станций «Волковская» и «Звенигородская». Когда произошло разделение Правобережной линии после открытия «Спасской», 7 марта 2009 года пятая линия стала связывать Приморский и Фрунзенский районы. Именно так и предполагалось при проектировании. Всего к моменту распада СССР Ленинградский метрополитен насчитывал 4 линии, 54 станции, 94,2 километров тоннелей.
Фото из открытых источников.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: