2 августа 1933 года завершилось строительство Беломорско-Балтийского канала, соединившего Белое море и Онежское озеро. В рекордно короткий срок – за год и 9 месяцев был не только проложен водный путь длиной 227 км, но и создана необходимая инфраструктура. Проект казался еще более удивительным от того, что строительство велось с помощью самых простых орудий труда – лопаты, кирки и тачки.
«Небываемое бывает» – гласила надпись на медали петровского времени в память пленения шведских кораблей русскими пехотинцами 5 мая 1703 г. Однако «небываемое» совершилось и годом ранее, когда Петр I решил построить дорогу от Белого моря к Онежскому озеру. По приказу царя тысячи крепостных крестьян за 60 дней сделали невозможное – сквозь леса, болота и каменные глыбы проложили дорогу в 180 км пути. 4000 солдат и несколько фрегатов, которые везли на огромных санях через десять дней смогли переправиться на Ладогу и, воспользовавшись эффектом неожиданности, захватили шведскую крепость Нотебург. Поход Петра от Белого моря до Балтики вошел в историю под названием «Осударева дорога».
Дерзкий эксперимент не был забыт, воплотившись в идею строительства судоходного канала. В XIX в. по заказам правительства было разработано четыре проекта: Ф.П. Деволана (1800), графа А.Х. Бенкендорфа (1835), флигель-адъютанта Лошкарева (1857). Проект профессора Тиманова в 1900 г. даже получил золотую медаль Парижской всемирной выставки. Однако из-за высокой стоимости работ в имперский период каналу не суждено было появиться.
Молодая советская власть была очень заинтересована в освоении ресурсных северных территорий страны, в связи с чем снова вспомнили о строительстве канала. В Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ) сохранилась смета расходов Комитета государственных сооружений, согласно которой в 1920 г. на изучение Балтийско-Беломорского водного пути было выделено 3 млн рублей. Транзитный и хозяйственный потенциал проекта продолжили обсуждать и в последующие годы, хотя реализован он был только в годы первой пятилетки (1928–1932). В ходе реконструкции советской системы водного транспорта в Центральной России должны были появиться три канала – Беломорско-Балтийский, Волго-Донской и канал Москва – Волга.
Документы ГА РФ позволяют изучить историю создания канала на уровне государственной инициативы, реализации проекта и его дальнейшей эксплуатации, а также дают понимание об общественной реакции, условиях труда и жизни его строителей.
Начало проекта раскрывает дело «О постройке Балтийско-Беломорского канала». В мае 1930 г. в Совете труда и обороны СССР была подготовлена докладная записка «О сооружении Балтийско-Беломорского пути», в которой обосновывалось его военно-стратегическое, транспортное и народно-хозяйственное значение. Строительство канала на 4000 км сокращало путь для экспортной торговли, должно было способствовать «колонизации и пролетаризации» Карелии. Предварительная стоимость работ составила 350 млн рублей. Целесообразность проекта и затраты вызвали горячую дискуссию в Политбюро, но мнение сторонников проекта возобладало.
3 июня 1930 г. заместитель председателя Совета народных комиссаров СССР В.В. Шмидт подписал постановление Совета труда и обороны № 4 «О постройке Балтийского-Беломорского канала», согласно которому его глубина должна была подходить для судов с осадкой в 18 футов (около 5.5 м). На сооружение южной части канала (от Ленинграда до Онежского озера) отводилось 60 млн рублей и всего 2 года. Работы по строительству северной части (от Онежского озера до Белого моря) предполагали использование «уголовного труда», должны были курироваться Объединенным государственным политическим управлением при СНК СССР (ОГПУ) и военным ведомством. В этот же день был создан Комитет по сооружению канала, в состав которого вошли: Я.Э. Рудзутак, Г.Г. Ягода и Г.И. Благонравов.
Как свидетельствуют документы ГА РФ, вплоть до июля 1931 г. проект Северной части канала постоянно переделывался, вносились изменения для удешевления строительства. В итоге канал стал мельче – вместо 20-футового был разработан 12-футовый вариант. Использовались местные недефицитные материалы: дерево, камень, грунт, торф. Советские инженеры предложили уникальные решения, которые соответствовали поставленным задачам и не имели аналогов в мировой практике. В частности, инновационным было создание специальных водоудерживающих экранов, в которых чередовались слои песка и торфа.
Строительство канала не только решало экономические задачи, но и являлось витринным советским проектом. Для СССР это было первое полностью «лагерное» строительство, показывавшее мировому сообществу, как в СССР изменилась политика по отношению к «бывшим», «вредителям» и «врагам» советской власти. Всем им давался второй шанс стать полноценными членами общества. Советская власть демонстрировала, что в государстве рабочих и крестьян гражданские права можно заслужить только через труд.
Так возник Беломорско-Балтийский лагерь (Белбалтлаг), позиционировавшийся как «плавильный котел», в горниле которого создавался новой советский человек. Этому способствовала особая система поощрений для «ударников производства», а также организация разнообразного досуга для каналоармейцев: издавалась газета «Перековка», выступали оркестр, агитбригады и труппы местного лагерного театра.
Вместе с уголовниками разных мастей на строительстве канала оказались раскулаченные крестьяне и представители советской интеллигенции, осужденные по 58 «политической» статье. Для них пребывание в лагере было не «перевоспитанием», а личной Голгофой. Среди наиболее известных узников Белбалтлага – философ А. Лосев, который почти ослеп за время заключения, филолог Д. Лихачев, историк Б. Романов, священноисповедник епископ Афанасий (С. Сахаров).
Канал был построен за 20 месяцев. Советское руководство выполнило свои обещания: в ГА РФ хранится дело «О льготах для рабочих Белморстроя. О восстановлении в правах гражданства и снятии судимостей с работников Белморстроя», согласно которому 12484 человека (большая часть – осужденные по политическим мотивам) получили долгожданную свободу, а для 59516 узников сроки были сокращены.
21 июля 1933 г. И.В. Сталин с членами Политбюро осмотрели итог строительства. В Сорокской губе члены правительства приветствовали небольшую эскадру (два миноносца, два сторожевых корабля и две подводные лодки), которая в мае того же года прошла по Беломорканалу. Несмотря на то, что канал был слишком мелким для прохода крупных судов, проект был признан успешным и положил начало масштабным гулаговским стройкам. Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 2 августа 1933 г. Балтийско-Беломорский водный путь был принят в эксплуатацию с присвоением ему наименования «Беломорско-Балтийский канал имени тов. Сталина» и открыт для плавания судов озерно-морского типа.
Создание Беломорканала широко освещалось в советских СМИ. В 1932 г. табачная фабрика имени М.С. Урицкого в Ленинграде начала выпускать одноименные папиросы. Трудовые будни каналоармейцев запечатлел знаменитый фотограф-конструктивист А. Родченко. 17 августа 1933 г. 120 советских писателей отправились в плавание по каналу. Среди них были признанные классики советской литературы – А. Толстой, В. Иванов, М. Зощенко, Л. Леонов, В. Катаев, В. Шкловский, И. Ильф, Е. Петров. По итогам поездки в рекордные сроки была подготовлена коллективная монография под редакцией М. Горького и начальника Белбалтлага С. Фирина.
В ГА РФ в фонде «Государственное издательство "История фабрик и заводов" при Объединении Государственных Издательств» хранится документация, из которой можно узнать о процессе создания этой книги. По мнению самих писателей, главной задачей книги было показать «педагогику ОГПУ как убедительное объяснение заключенным всего существа процессов, происходящих в стране».
После открытия Беломорканал не только имел хозяйственное, но и важное стратегическое значение: с 1933 по 1941 гг. через него на Север прошли 10 эсминцев, 3 сторожевых корабля и 26 подводных лодок.
В годы Великой Отечественной войны южная часть канала была полностью уничтожена, сильно пострадала его инфраструктура. В рекордные сроки водный путь был восстановлен и торжественно открыт 29 июля 1946 г. в День Военно-Морского флота СССР.
В 1930-е и во второй половине 1940-х гг. канал обрел статус – туристического маршрута. В СССР выпускались путеводители, которые рассказывали об истории его строительства и предприятиях, расположенных на берегах по ходу плавания парохода. Путешествовали по каналу не только советские, но и иностранные туристы.
В 1961 г. из названия канала исчезло имя И.В. Сталина. В 1990-е гг. Беломорско-Балтийский канал стал одним из мест памяти истории политических репрессий.
За последнее десятилетие канал постепенно восстановил свой экономический статус и продолжает оставаться популярным туристическим маршрутом.
Текст: Г.С. Егорова, к.и.н., Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ).
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: