16.07.2023 11:25
Новости.
Просмотров всего: 13778; сегодня: 1.

90 лет назад началась экспедиция парохода «Челюскин»

90 лет назад началась экспедиция парохода «Челюскин»

16 июля 1933 г. из Ленинграда вышел пароход, названный в честь знаменитого полярного штурмана Семена Ивановича Челюскина. Судно отправилось в экспедицию, цель которой – отработать схему доставки грузов по Северному морскому пути от Невы до Владивостока за одну летнюю навигацию.

Потенциал освоения Арктики осознали еще во времена империи. В первую очередь, речь шла о создании альтернативного маршрута, который связал бы Европейскую Россию с Дальним Востоком. Путешествие по Северному морскому пути намного короче, чем через теплые моря, но гораздо опаснее: полярный маршрут доступен только в августе и сентябре, в остальное время путь кораблям преграждают огромные дрейфующие льдины. Покорить эти льды долгое время было невыполнимой задачей.

В советский период исследование и освоение Арктики стало одним из государственных приоритетов. 10 марта 1921 г. В.И. Ленин подписал декрет о создании «Плавучего морского научного института для изучения Северного Ледовитого океана с его морями, устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями Европы и Азии». К началу 1930-х гг. на побережье и островах Северного Ледовитого океана появились 19 полярных радиометеорологических станций. Доступной Арктику сделали экспедиции, каждая из которых – пример мужества и стойкости советских моряков. Мировую известность получила экспедиция парохода «Семен Челюскин» (далее «Челюскин»), экипаж которого после крушения судна два месяца жил на дрейфующей льдине.

Документы Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ) отражают все этапы покорения Арктики. Материалы фондов высших органов власти и личных фондов участников экспедиции позволяют восстановить историю подвига челюскинцев.

За год до экспедиции «Челюскина» советское правительство определило важную задачу – впервые в истории пройти по Северному морскому пути за короткое полярное лето. Для реализации задуманного был выбран человек неординарный – географ, математик, астроном, философ и заядлый путешественник – Отто Юльевич Шмидт. Несмотря на трудности и поломки в пути, 1 октября 1932 г. ледокольный пароход «Александр Сибиряков» под управлением капитана Владимира Ивановича Воронина выполнил эту задачу. По итогам экспедиции было создано Главное управление Северного морского пути, возглавил которое О.Ю. Шмидт.

Следующей задачей покорения Арктики стало прохождение маршрута не на ледоколе или ледорезе, а на обычном грузовом судне. В.И. Воронин скептически отнесся к идее путешествия на грузопассажирском пароходе, пусть и «усиленном для навигации во льдах», однако Шмидту удалось уговорить его принять участие в экспедиции.

К подготовке похода подошли очень серьезно. «Челюскин» перед отправкой напоминал Ноев ковчег: кроме 112 человек (53 члена экипажа, 29 участников экспедиции, 18 зимовщиков острова Врангеля, 12 строителей) на пароход загрузили почти 3 тонны угля, 500 тонн воды, продовольствие на полтора года и снабжение для острова Врангеля на три года. Для профилактики цинги на пароход взяли живой провиант – 4 свиней и 26 коров.

Успех в освоении Арктики предполагалось использовать в пропагандистских целях, поэтому членами экипажа стали корреспонденты центральных советских газет, известные писатели, художники, фотографы и кинооператоры. В ГА РФ хранится фонд Марка Антоновича Трояновского, задачей которого было вести кинолетопись экспедиции. Хранящиеся в фонде фотографии помогают узнать о ходе морского путешествия и увидеть жизнь челюскинцев на льдине после гибели судна.

В пути экипаж ждали и трудности (повреждения от столкновения со льдами и большая работа по их устранению), и радости: 31 августа у геодезиста Василия Васильева родилась дочка Карина, получившая имя в честь Карского моря.

В конце сентября в Беринговом проливе «Челюскин» был затерт льдами, затем вынесен в Чукотское море, где дрейфовал почти пять месяцев. 13 февраля 1934 г. под напором ледяных глыб пароход затонул. Предвидя трагичные события, челюскинцы приготовили аварийный запас продовольствия и снаряжения, сложили его на палубе, распределив обязанности на случай гибели парохода.

Почти два месяца более ста человек (в том числе, женщины и двое детей) жили в палатках в условиях 35-градусного мороза, снежных бурь и постоянной опасности трещин. По словам историка Ю.Л. Слезкина, «челюскинцы превратили свою дрейфующую льдину в образцовую частицу советской земли». О.Ю. Шмидт, как арктический Моисей, не только руководил жизнью, но и поддерживал моральный дух подопечных в ледяной пустыне. С его подачи участники экспедиции занимались спортом, расчищали взлетно-посадочную полосу, занимались сбором научных данных, устраивали концерты, проводили партсобрания и даже издавали стенгазету. Отто Юльевич читал им лекции самой широкой тематики – от истории Южной Америки до исторического материализма.

За жизнью челюскинцев с тревогой следили по всему миру. На Родине они сразу стали национальными героями. Сводки о положении в лагере появлялись в советской прессе ежедневно. Их фото украшали плакаты, упаковки конфет, предметы обихода, игрушки и сувениры. О них слагались поэмы и песни. Дети играли в летчиков и спасаемых ими челюскинцев, а в 1934 г. список советских имен пополнился непроизносимыми Оюшминальд(а) (Отто Юльевич Шмидт на льдине), Лагшминальд(а) (Лагерь Шмидта на льдине) и Лагшмивар(а) (Лагерь Шмидта в Арктике).

Документы высших органов власти из фондов ГА РФ позволяют детально проследить историю спасательной операции, которая началась, как только челюскинцы вышли на связь после гибели судна. 14 февраля правительственную комиссию по эвакуации возглавил заместитель председателя Совнаркома В.В. Куйбышев. Для спасения решили привлечь лучшие силы авиации, хотя рассматривались и другие варианты – переправить людей на большую землю на оленях, собаках или дирижаблях.

В итоге на Чукотку отправили пилотов, доставили технику и топливо, подготовили аэродром в селении Ванкарем. 5 марта самолет АНТ-4 А.В. Ляпидевского совершил посадку в лагере экспедиции, откуда он забрал женщин и детей. Погодные условия мешали процессу эвакуации, но постепенно летчики вывезли всех челюскинцев. 13 апреля 1934 г. последними лагерь покинули радист Э.Т. Кренкель, капитан В.А. Воронин и А.Н. Бобров. На льдине не бросили и собак, которые участвовали в спасении людей.

«Семеро смелых» – летчики А.В. Ляпидевский, С.А. Леваневский, В.С. Молоков, H.П. Каманин, M.T. Слепнев, M.В. Водопьянов и И.В. Доронин – первыми в стране получили звание Героя Советского Союза. Техников, в том числе двух граждан США, наградили орденами Ленина, а полярников – орденами Красной Звезды.

История челюскинцев вызвала большой патриотический подъем:

Сегодня – смеюсь!

Сегодня – да здравствует

Советский Союз!

За вас каждым мускулом

Держусь – и горжусь:

Челюскинцы — русские! – писала Марина Цветаева в 1934 г.

Возвращение экспедиции из Владивостока в Москву было всенародным праздником: на каждой станции, где останавливался поезд, челюскинцев ждали цветы, чествования и демонстрации. Кульминацией стало торжество в столице: автомобильный кортеж героев встречали десятки тысяч ликующих москвичей.

В первые дни спасательной операции появилась идея воздвигнуть памятник в честь летчиков и участников экспедиции. Памятник должен был разместиться на «стрелке» Москвы-реки и водоотводного канала. Не только профессионалы – художники и архитекторы, но и простые советские люди со всех концов страны с большим энтузиазмом откликнулись на это предложение. В архиве хранятся десятки проектов этого памятника, который так и не был создан.

Несмотря на гибель «Челюскина», экспедиция не была напрасной. «Научные результаты работ экспедиции на «Челюскине» и в лагере Шмидта» в 1938 г. вышли двухтомным изданием. Ученым удалось собрать обширные сведения о природе арктических морей, гидробиологии, метеорологии и другие научные материалы. Экспедиция показала, что навигация грузовых судов по Севморпути возможна только в сопровождении ледоколов, что привело к развитию советского ледокольного флота, в настоящий момент – лучшего в мире. После путешествия «Челюскина» Арктика стала доступнее и для навигации, и для дальнейших планов советской власти, а подвиг экспедиции показал, что силой духа и самообладанием русский человек способен преодолеть любые препятствия.

Текст: Г.С. Егорова, к.и.н. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ).


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Пароход «Челюскин» во льдах. 1933 г. Фотография. ГА РФ
Пароход «Челюскин» во льдах. 1933 г. Фотография. ГА РФ

Отто Юльевич Шмидт на «Челюскине». 1933 г. Фотография. ГА РФ
Отто Юльевич Шмидт на «Челюскине». 1933 г. Фотография. ГА РФ

Владимир Иванович Воронин на «Челюскине». 1933 г. Фотография. ГА РФ.
Владимир Иванович Воронин на «Челюскине». 1933 г. Фотография. ГА РФ.

Кинооператоры М. Трояновский и А. Шафран на «Челюскине». Фотография. ГА РФ
Кинооператоры М. Трояновский и А. Шафран на «Челюскине». Фотография. ГА РФ

Карина Васильева с матерью во Владивостоке. 1934 г. Фотография. ГА РФ
Карина Васильева с матерью во Владивостоке. 1934 г. Фотография. ГА РФ

Лагерь челюскинцев на льду Чукотского моря. 1938 г. Фотография. ГА РФ
Лагерь челюскинцев на льду Чукотского моря. 1938 г. Фотография. ГА РФ

Зарядка во льдах. 1933 г. Фотография. ГА РФ
Зарядка во льдах. 1933 г. Фотография. ГА РФ

Телефонное сообщение Политбюро от начальника экспедиции А. Боброва о завершении эвакуации Челюскинцев. ГА РФ
Телефонное сообщение Политбюро от начальника экспедиции А. Боброва о завершении эвакуации Челюскинцев. ГА РФ

Телеграмма М.И. Калинину о завершении спасательной операции от председателя Чрезвычайной Тройки Г. Петрова. ГА РФ
Телеграмма М.И. Калинину о завершении спасательной операции от председателя Чрезвычайной Тройки Г. Петрова. ГА РФ

Эскиз монумента Челюскинцам. 1934 г. ГА РФ
Эскиз монумента Челюскинцам. 1934 г. ГА РФ


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 8633 публикации
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_5376
Поделиться:

Интересно:

Политика ЧОО изменилась
30.10.2024 18:39 Интервью, мнения
Политика ЧОО изменилась
В новые задачи частных агенств безопасности теперь входит анти-дроновая работа и помощь спецслужбам  Ряд новых законов, касающихся сферы безопасности, вступил в силу в этом году. Также с начала СВО произошли существенные изменения в охранной отрасли. О насущных проблемах и путях их решения в...
Большой этнографический диктант пройдет с 1 по 8 ноября
30.10.2024 13:43 Новости
Большой этнографический диктант пройдет с 1 по 8 ноября
С 1 по 8 ноября состоится Большой этнографический диктант. Эта всероссийская просветительская акция проходит в девятый раз и привлекает все больше участников. В 2023 году свои знания проверили свыше 3,4 миллиона человек из 89 регионов Российской...
Героическая оборона подземной крепости. Аджимушкайские каменоломни
30.10.2024 10:40 Аналитика
Героическая оборона подземной крепости. Аджимушкайские каменоломни
Сотни и сотни людей спускались под землю в катакомбы. Спускались солдаты, женщины, дети, старики. Спускались со своим скромным имуществом, угрюмые и мрачные. Все они бежали от неминуемой смерти, и предпочитали сделать хоть что-то для борьбы с жестоким врагом, и быть может всё равно умереть, и...
25 мая может стать всероссийской памятной датой
30.10.2024 10:06 Новости
25 мая может стать всероссийской памятной датой
В Архангельском областном институте открытого образования в рамках XVI Северного межнационального форума прошел круглый стол на тему сохранения морского культурного исторического наследия России. С докладом о деятельности РО РВИО выступил его руководитель Сергей Ковалев. Дистанционно в нем...
Электросамокаты — за и против. Анализ мнений в соцсетях
29.10.2024 18:33 Аналитика
Электросамокаты — за и против. Анализ мнений в соцсетях
Электросамокаты стали одной из самых горячих тем летнего сезона 2024 года. На фоне ограничений и штрафов, которые ввели главные игроки рынка кикшеринга, в социальных сетях разгорелись целые баталии. Не утихают споры о том, что дает электротранспорт горожанам — удобство и мобильность или дискомфорт...