14.06.2023 09:08
Новости.
Просмотров всего: 11582; сегодня: 6.

Реставраторы восстановливают здания в стиле конструктивизма в Москве

Реставраторы восстановливают здания в стиле конструктивизма в Москве

Конструктивизм — архитектурное направление ХХ века, которое зародилось в России. Авангардные сооружения, вошедшие во все учебники по архитектуре, и сегодня поражают своей оригинальностью и стилем.

Конструктивизм 1920–1930-х годов предполагал смелые и радикальные эксперименты, доселе невиданные в мировой архитектуре. Первое в истории здание с вынесенным за основной объем амфитеатром, огромные дома-коммуны, описанные еще социалистами-утопистами, но реализованные лишь в СССР, творение знаменитого Ле Корбюзье, хлебопекарный завод, ставший сегодня музеем, — все эти сооружения не просто сохранились в столице, но продолжают жить благодаря реставрации.

Архитектура будущего.

Авангардисты 1910–1930-х годов отказались от принципа «искусство ради искусства» и решили, что оно должно служить практическим целям. Так появились абстракционизм и супрематизм в живописи, футуризм — в поэзии и конструктивизм — в архитектуре. Последний достиг своего наивысшего расцвета в Советской России. 

Конструктивизм тех лет — не только архитектурный стиль, но и целый социальный эксперимент. Молодые советские архитекторы перевернули представление о том, каким должно быть здание. В основу легли утилитарность, экономичность, лаконичность форм, отсутствие декора, правильная геометрия. Именно на этих принципах строят большинство зданий и сегодня. В этом смысле конструктивизм можно назвать прообразом современной архитектуры.

В Москве сохранилось немало шедевров советского авангарда: дома культуры, административные, жилые и промышленные сооружения. Их постепенно реставрируют и интегрируют в жизнь мегаполиса практически в том виде, в котором они создавались почти столетие назад.

Театр Романа Виктюка (бывший Дом культуры имени И.В. Русакова).

Рабочие клубы стали символом новой социально ориентированной архитектуры 1920-х. Один из наиболее известных — клуб Союза коммунальников имени И.В. Русакова — был построен в 1927–1929 годах по проекту архитектора Константина Мельникова.

Внешний облик здания в виде шестеренки, зрительный зал-трансформер, который занимал 70 процентов конструкции и из общего превращался в несколько отдельных аудиторий, — все стало архитектурным вызовом и предлагалось впервые. Более того, клуб оказался первым в мире сооружением с балконами амфитеатра, вынесенными за пределы основного пространства.

В 1996 году авангардный Театр Романа Виктюка стал государственным и получил подходящее по духу здание бывшего Дома культуры. Театру требовалась масштабная реконструкция с реставрацией, которая началась только в 2012 году.

Для зрителей Театр Романа Виктюка на Стромынке вновь открыл свои двери только в 2016-м. Памятнику конструктивизма вернули прежний вид, а внутреннее убранство приспособили под нужды современного театра, отреставрировав сцену, зрительный зал и фойе. Пространство превратили в подобие античного амфитеатра, а часть зрительных мест, как и задумал Мельников, расположили в трех выступающих секторах.

Дом Наркомфина на Новинском бульваре.

Дома-коммуны описывали еще социалисты-утописты, в частности Шарль Фурье в своей концепции фаланстера — новой формы жилья, где люди будут приобщаться к коллективизму и освободятся от тягот домашнего быта. В СССР дома, устроенные по принципу фаланстера, стали одними из самых узнаваемых построек в стиле конструктивизма. Дом Наркомфина, пожалуй, самый знаковый из них.

Его построили в 1930 году по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса для работников Народного комиссариата финансов СССР. Дом Наркомфина стал воплощением принципа дома переходного типа. В здании индивидуальные жилые помещения соседствовали с бытовыми — столовой и спортивным залом, мастерскими, яслями и детским садом, также был пристроен корпус общественного обслуживания.

Здание в народе стали называть домом-кораблем или домом-пароходом. Сходство с кораблем постройке придавали белые фасады, приподнятый за счет колонн первый этаж и надстройка в виде мостика на плоской крыше.

Комплексная реставрация Дома Наркомфина началась в 2016 году, а руководил проектом внук архитектора Алексей Гинзбург. До этого здание даже не ремонтировали капитально. В ходе работ демонтировали поздние надстройки и пристройки, раскрыли колонны застроенного цокольного этажа жилого корпуса. Специалисты отреставрировали несущий железобетонный каркас здания, воссоздали объемно-планировочную структуру мест общего пользования и квартир, композицию и оформление фасадов. Часть раскрытий сохранили в виде экспозиционных фрагментов, теперь они доступны посетителям коммунального корпуса.

В 2020 году Дом Наркомфина стал лауреатом премии «Московская реставрация» сразу в двух номинациях.

Дом-коммуна на улице Орджоникидзе.

Если Дом Наркомфина напоминает корабль, то дом-коммуна на улице Орджоникидзе, скорее, похож на аэроплан. Это здание в конструктивистском стиле построили в 1929–1930-х годах по проекту архитектора Ивана Николаева для студентов Московского текстильного института. Оно состояло из трех корпусов: спального (блок А), санитарного (блок Б) и учебного (блок В). Все этажи второго корпуса связал параболический пандус — он стал одним из символов русского авангарда.

Внутренняя планировка была такой же авангардной для тех лет, как и внешний вид: все здесь было подчинено новой организации быта студентов. В спальном корпусе располагались специальные кабины площадью шесть квадратных метров для двух человек, в санитарном — уборные, душ, раздевалки и прачечная, а в общественном корпусе — столовая, библиотека, спортзалы и кабинеты для занятий. 

В 1990-е спальный корпус вывели из эксплуатации из-за несоответствия санитарным нормам, и он долгое время находился в полуразрушенном состоянии. Его реставрация завершилась в 2013 году. Чтобы сохранить память о студенческом быте 1930-х, в музейном блоке воссоздали шесть спальных кабин. На фасаде восстановили ленточные окна оригинальной величины с деревянными рамами.

К 2016 году завершили работы в двух других корпусах. Сегодня в доме-коммуне, как и было задумано, располагается студенческое общежитие Московского государственного института стали и сплавов.

Хлебозавод № 5 имени Василия Зотова.

Хлебопекарный завод на Ходынской улице построили в 1931 году по проекту архитектора Александра Никольского и инженера Георгия Марсакова. Основная часть здания имеет форму цилиндра. У такого решения есть практическое значение: здесь впервые в СССР применили кольцевой конвейер, разработанный инженером Марсаковым, который автоматизировал весь процесс выпекания хлеба. Название завод получил по имени наркома пищевой промышленности Василия Зотова, который организовал массовое строительство подобных предприятий в советской столице.

Хлеб выпекали здесь до 2006 года, а затем бывший хлебозавод пустовал 12 лет, пока в 2018-м не началась его реставрация. Благодаря выявлению и консервации элементов внутренней отделки сегодня москвичи могут увидеть, как менялись интерьеры на протяжении почти 100-летней истории здания.

Кроме того, реставраторам удалось сохранить кирпичную кладку 1930-х годов и конвейерный барабан, куда спрятали инженерные коммуникации. Была восстановлена шахта подъемника, проходившая вдоль одной из лестниц, расчищено и законсервировано живописное панно с изображением женщины-пекаря с караваем в руках.

Фасад здания, как и прежде, украшают цифры «1931», выложенные белым кирпичом на красном фоне. Надпись «Хлебозавод 5» реставраторы восстановили по историческим фотографиям. Осенью прошлого года в отреставрированном региональном памятнике открыли центр изучения конструктивизма «Зотов», а ключевым экспонатом стал сам бывший хлебозавод.

Здание Центросоюза потребительских работников.

Офис для работников Центросоюза построен по проекту французского архитектора Ле Корбюзье — пионера модернизма и функционализма в мировой архитектуре. Это единственное здание в России, возведенное по его проекту, с которым он победил на трехэтапном конкурсе и обошел многих талантливых архитекторов — новаторов того времени. Строительство началось в 1929 году и продолжалось семь лет.

Здание отличают монументальность и лаконичность форм, основанных на сочетании простых геометрических объемов. Это одно из первых в мире больших офисных строений со сплошным остеклением. Гигантские стеклянные поверхности на фасадах, контрастирующие с облицованными плоскостями, мощные открытые опоры, свободные пространства первого этажа, плоские крыши — эти принципы, сформулированные еще в 1920-е годы, Ле Корбюзье воплотил в здании Центросоюза.

Реставрация шедевра конструктивизма началась в 2011-м. Фасады очистили специальными растворами, небольшие утраты каменной облицовки восполнили декоративной сухой смесью, идентичной цвету камня. В центральном вестибюле реставраторы восстановили колонны из искусственного мрамора и воссоздали рисунок мраморного пола. Поздние полы в лифтовых холлах заменили на новые — из керамогранита под цвета дерева.

В 2014 году здание Центросоюза стало лауреатом конкурса «Московская реставрация». Сегодня там располагается Федеральная служба государственной статистики (Росстат).


Дом культуры имени И.В. Русакова на Стромынской площади. Фото В. Кузьмина. 2 августа 1970 года. Главархив Москвы
Дом культуры имени И.В. Русакова на Стромынской площади. Фото В. Кузьмина. 2 августа 1970 года. Главархив Москвы

Театр Романа Виктюка (бывший Дом культуры имени И.В. Русакова). Фото Ю. Иванко. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы
Театр Романа Виктюка (бывший Дом культуры имени И.В. Русакова). Фото Ю. Иванко. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

Дом Наркомфина. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы
Дом Наркомфина. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

Дом Наркомфина. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы
Дом Наркомфина. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

Дом-коммуна студентов на улице Орджоникидзе. Фото: Б. Маркуса. 1970-1980 гг. Главархив Москвы
Дом-коммуна студентов на улице Орджоникидзе. Фото: Б. Маркуса. 1970-1980 гг. Главархив Москвы

Дом-коммуна на улице Орджоникидзе. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы
Дом-коммуна на улице Орджоникидзе. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

Вид на здание хлебозавода-автомата № 5 на Ходынской улице. Фото С. Соларева. Октябрь 1957 г. Главархив Москвы
Вид на здание хлебозавода-автомата № 5 на Ходынской улице. Фото С. Соларева. Октябрь 1957 г. Главархив Москвы

Вид на здание хлебозавода-автомата № 5. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы
Вид на здание хлебозавода-автомата № 5. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

Вид на здание Центросоюза на улице Кирова. 1935-1936 гг. Главархив Москвы.
Вид на здание Центросоюза на улице Кирова. 1935-1936 гг. Главархив Москвы.

Здание Центросоюза. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы
Здание Центросоюза. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9028 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/125155073/
Поделиться:

Интересно:

Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
24.11.2024 15:48 Мероприятия
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
Обработаны фотоизображения моделей новой коллекции одежды Дизайнерского дома Misha’Le Елены Мишакковой представленные на Международном конкурсе молодых дизайнеров в Москве в ноябре 2024 года.МКММ - Международный социально значимый проект в российской fashion-индустрии, цель которого найти...
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
24.11.2024 15:38 Новости
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
      С просьбой рассмотреть возможность проведения молебнов и панихид в память по А. В. Суворову в преддверии празднования его дня рождения 24 ноября к главам епархий страны обратился заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора С. Ю. Рудов. Синод Русской Православной...
Денежная реформа Сокольникова
24.11.2024 12:03 Аналитика
Денежная реформа Сокольникова
Предпосылки и причины проведения денежной реформы Закончившаяся Гражданская война и сопутствующая ей политика «военного коммунизма» привели к гиперинфляции. Продолжилось обесценивание денег. В 1921 году совзнаки настолько обесценились, что практически не имели какого-либо реального значения. К...
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
24.11.2024 09:03 Персоны
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
Александр Васильевич Суворов – основоположник русской военной теории, генералиссимус, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, граф Рымникский (1789), князь Итальянский (1799), великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, не считая семи иностранных. Гений...
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
23.11.2024 12:50 Мероприятия
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
21 ноября 2024 года в Москве на Большой Якиманке 26, бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе на площадке проекта МКММ - Международного Московского конкурса молодых модельеров.          Сегодня МКММ является одним из самых модных fashion мероприятий...