15.05.2023 09:09
Новости.
Просмотров всего: 20861; сегодня: 11.

Самые интересные факты о развитии московского метро

Самые интересные факты о развитии московского метро

15 мая столичный метрополитен отмечает свой день рождения. Сегодня это настоящий подземный город со своей навигацией, маршрутами и достопримечательностями. 

Современную Москву невозможно представить без метрополитена. Он работает в столице уже 88 лет. Первый состав отправился в путь от станции «Сокольники» до «Парка культуры» 15 мая 1935 года, и с тех пор в системе подземного транспорта многое изменилось.

«За 88 лет метрополитен стал незаменимым транспортом для Москвы. По будням совершается около восьми миллионов поездок — огромная цифра, сравнимая с населением небольшой страны. При этом по поручению Сергея Собянина метро продолжает развиваться огромными темпами: строятся новые линии, закупается современный подвижной состав, повышается уровень пассажирских сервисов — все для того, чтобы поездки становились комфортнее и безопаснее. Ко дню рождения метро мы подготовили много интересного — приглашаю всех присоединиться к нашему празднику», — отметил заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

В день рождения столичного метро рассказываем, как работали метростроители в прошлом веке, какая линия стала самой длинной и как менялся логотип подземки.

Факт первый. Все началось с кирки и лопаты.

Идея строительства в Москве подземной железной дороги появилась на полвека раньше, чем проект начали воплощать в жизнь. С 1875 по 1930 год эксперты представили как минимум пять проектов, но к работам приступили только в начале 1930-х.

Строительство первых станций можно считать настоящим подвигом метростроителей. В первые годы тоннели рыли открытым способом с помощью самых простых инструментов — кирки и лопаты. Дело продвигалось с трудом, поэтому было принято несколько важных решений. Во-первых, столичные инженеры предложили прогрессивную идею строить на глубине. Ее поддержал Иосиф Сталин, и проект утвердили.

Во-вторых, чтобы облегчить работу строителям, в 1934 году из Англии поставили тоннелепроходческий щит, а затем по его образцу в СССР собрали еще один. Внешне машина напоминает большого железного червя: при прокладке тоннеля она вгрызается в грунт, забирает почву и отправляет ее на поверхность. С щитами работа закипела, и к октябрю 1934-го тоннели первого радиуса были готовы.

Факт второй. Книга рекордов Гиннесса.

Темпы метростроительства стали расти. За первое десятилетие в метро проложили 24,25 километра линий и построили 22 станции. Сегодня только один тоннелепроходческий комплекс может преодолеть за сутки сразу 12 метров, поэтому даже с учетом непростых геологических условий за месяц можно проложить больше 350 метров тоннелей. Благодаря ударной работе железных «сестер» (проходческие щиты по традиции носят женские имена — «Надежда», «Марина», «Роза» и другие) метро в Москве строят рекордными темпами — как никогда в истории отечественного метростроения.

Мало того, таких масштабов не видели и в мире. А в 2020-м Москва установила мировой рекорд по количеству тоннелепроходческих комплексов, работающих одновременно на одном проекте: сразу 23 огромные машины строили на различных площадках московское метро.

Факт третий. Под грифом «самая».

Самой первой линией столичного метро стала Сокольническая. В 1935 году ее протяженность была чуть больше 11 километров, а в состав входило 13 станций. В то время ветка вела от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением к «Смоленской»: поезда ходили в двух направлениях в зависимости от расписания. Развилка располагалась на станции «Охотный Ряд». Проехать до «Парка культуры» или «Смоленской» можно было примерно за 20 минут, тот же путь на трамвае мог занять больше двух часов.

В 1954-м замкнули Кольцевую линию: 20 километров и 12 станций, каждая из которых сегодня является пересадочной. Проехать по всему кругу можно примерно за полчаса, а вот по второму кольцу — Большой кольцевой линии (БКЛ), которое полностью заработало 1 марта, — путешествие составит 90 минут. Это самая длинная линия московского метро. Она протянулась на 70 километров. И кстати, БКЛ — самая протяженная кольцевая линия в мире.

До открытия БКЛ самой длинной линией метро была Арбатско-Покровская — 45 километров. Это чуть больше, чем расстояние от Москвы до Подольска. Здесь работают 22 станции, а проехать их все можно за 65 минут. На этой же линии находится самый длинный перегон — от «Крылатского» до «Строгина» поезд едет около семи минут.

В Москве сегодня открыто 258 станций метро, протяженность линий превышает 450 километров. Чтобы проехать их все, понадобится больше 12 часов.

Факт четвертый. По тоннелям с ветерком и климат-контролем

Первые вагоны Московского метрополитена типа А в 1934 году собрали на Мытищинском вагоностроительном заводе. Он до сих пор главный производитель составов для столичного метро. Пилотные образцы получились настолько успешными, что работали в метро целых 40 лет.

Вагон типа А вмещал почти 260 человек. В каждом составе было 52 сидячих места — мягкие диваны с кожаной обивкой. К началу регулярного движения в столицу прибыло 58 таких вагонов.

К 80-летию Московского метрополитена, который отмечался в 2015 году, один состав из вагонов типа А восстановили. Увидеть его можно в электродепо «Измайлово».

Почти за девять десятилетий в метрополитене курсировали более 10 различных типов и модификаций поездов. Например, в 2009 году на Кольцевую линию вышел «Русич» — первый поезд, оборудованный кондиционерами.

Сегодня пассажиров перевозят как поезда моделей «Номерной» и «Русич», так и новейшие поколения составов — «Ока», «Москва» и «Москва-2020». Начиная с модели под названием «Ока» все поезда стали оснащать системой обеззараживания воздуха, а «Москва» стала первым серийным составом со сквозным проходом и зарядками для смартфонов. Самая инновационная модель на сегодняшний день — «Москва-2020». Здесь все продумано до мелочей: от широких дверных проемов до системы климат-контроля и электронных табло, благодаря которым можно спланировать маршрут. Еще 30 лет назад пассажиры не могли и представить, что в метро можно будет зарядить телефон и бесплатно выйти в интернет, а сейчас это доступно каждому.

Факт пятый. От жетона до оплаты улыбкой.

Для поездки в метро первые пассажиры Сокольнической ветки покупали бумажные билеты в кассе, а спускаясь на станцию, предъявляли их контролерам. Билеты были рассчитаны на одну поездку и отличались по цвету: красные продавали тем, кто ехал до «Сокольников», а желтые — в сторону «Парка культуры». Кстати, действовали они 35 минут.

В конце 1950-х годов стали использовать металлические жетоны. Однако уже в 1961-м, после денежной реформы, жетоны заменили пятикопеечные монеты: именно столько стоила тогда одна поездка на метро (пятаками пользовались вплоть до перестройки). С 1963 года в метро стали продавать проездные абонементы. Действовали они три месяца и стоили девять рублей.

В 1991 году в кассы метрополитена вернулись жетоны, однако делали их уже не из металла, а из пластика. Позднее появились картонные билеты с магнитной полосой, а в 2013-м пассажиры познакомились с транспортной картой «Тройка».

Сегодня оплатить проезд можно самыми разными способами: «Тройкой» или «Единым», банковской картой, телефоном с операционной системой Android с NFC c загруженной картой «Мир», с помощью системы быстрых платежей в кассах БКЛ и даже биометрии. Этот способ бесконтактной оплаты заработал на всех станциях метро в октябре 2021 года, а в сентябре 2022-го сервис был внедрен на всем Московском центральном кольце.

Факт шестой. Как менялся символ метро.

Ярко-красная буква «М» над павильонами знакома буквально каждому жителю и гостю столицы. Создателем логотипа стал архитектор Иван Таранов. Впервые буква появилась на фасадах зданий и павильонов станций в 1935 году, а рядом устанавливались световые надписи «Метро». Спустя время надписи убрали, а полюбившаяся пассажирам буква «М» осталась. С открытием Кольцевой линии у логотипа появились новые стандарты. Букву украшали нижние засечки серого цвета.

Развивалось метро, менялся и его логотип. Чаще всего изменения касались пропорций самой буквы, однако в 1979 году добавился синий полукруг, символизирующий тоннель метро, в 2006-м дизайн создали в 3D. Сегодняшний логотип был разработан в 2014 году.

Факт седьмой. Подземный город.

В Москве практически невозможно встретить человека, который ни разу не был в метро. Для горожан это удобный способ передвижения, для туристов — достопримечательность. А в далеком 1935-м для москвичей такой вид транспорта был настоящим новшеством и даже настораживал: многие боялись спускаться под землю, опасаясь невиданных эскалаторов и быстрых подземных поездов.

В первый год работы Московского метрополитена пассажиры совершали в сутки в среднем 177 тысяч поездок. Но пассажиропоток стал расти, и уже в 1940-м составы перевозили более миллиона человек в год. В 1962 году в день метрополитен перевозил уже свыше трех миллионов горожан, а за все 12 месяцев по линиям проехали более миллиарда пассажиров.

Сегодня московское метро перевозит в день около восьми миллионов человек, что почти в 1,5 раза больше населения Санкт-Петербурга и в семь раз — Перми.

Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы.


Участники событий и другие указанные лица:


Поезд у перрона станции «Октябрьская» (радиальная). 18 октября 1962 года. Главархив Москвы
Поезд у перрона станции «Октябрьская» (радиальная). 18 октября 1962 года. Главархив Москвы

Метростроевцы в тоннеле шахты № 12. 1934 год. Главархив Москвы
Метростроевцы в тоннеле шахты № 12. 1934 год. Главархив Москвы

Первый поезд метро. 1934 год. Пресс-служба Московского метрополитена
Первый поезд метро. 1934 год. Пресс-служба Московского метрополитена

Северный наземный вестибюль станции метро «Парк культуры имени Горького» (ныне — «Парк культуры»). Конец 1930-х годов. Главархив Москвы
Северный наземный вестибюль станции метро «Парк культуры имени Горького» (ныне — «Парк культуры»). Конец 1930-х годов. Главархив Москвы

Перронный зал станции «Краснопресненская». Фото Н. Ситникова. 16 сентября 1955 года. Главархив Москвы
Перронный зал станции «Краснопресненская». Фото Н. Ситникова. 16 сентября 1955 года. Главархив Москвы


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9028 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/123641073/
Поделиться:

Интересно:

Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
24.11.2024 15:48 Мероприятия
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
Обработаны фотоизображения моделей новой коллекции одежды Дизайнерского дома Misha’Le Елены Мишакковой представленные на Международном конкурсе молодых дизайнеров в Москве в ноябре 2024 года.МКММ - Международный социально значимый проект в российской fashion-индустрии, цель которого найти...
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
24.11.2024 15:38 Новости
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
      С просьбой рассмотреть возможность проведения молебнов и панихид в память по А. В. Суворову в преддверии празднования его дня рождения 24 ноября к главам епархий страны обратился заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора С. Ю. Рудов. Синод Русской Православной...
Денежная реформа Сокольникова
24.11.2024 12:03 Аналитика
Денежная реформа Сокольникова
Предпосылки и причины проведения денежной реформы Закончившаяся Гражданская война и сопутствующая ей политика «военного коммунизма» привели к гиперинфляции. Продолжилось обесценивание денег. В 1921 году совзнаки настолько обесценились, что практически не имели какого-либо реального значения. К...
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
24.11.2024 09:03 Персоны
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
Александр Васильевич Суворов – основоположник русской военной теории, генералиссимус, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, граф Рымникский (1789), князь Итальянский (1799), великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, не считая семи иностранных. Гений...
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
23.11.2024 12:50 Мероприятия
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
21 ноября 2024 года в Москве на Большой Якиманке 26, бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе на площадке проекта МКММ - Международного Московского конкурса молодых модельеров.          Сегодня МКММ является одним из самых модных fashion мероприятий...