06.05.2023 08:29
Новости.
Просмотров всего: 16086; сегодня: 12.

«Лейтенантская проза»: Григорий Яковлевич Бакланов

«Лейтенантская проза»: Григорий Яковлевич Бакланов

Ко Дню Победы Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) представляет цикл публикаций о «лейтенантской прозе».

Григорий Яковлевич Бакланов.

Один из самых известных и ярких представителей «лейтенантской прозы», Григорий Яковлевич Бакланов (настоящая фамилия Фридман) родился 11 сентября 1923 г. в Воронеже в семье служащего Якова Минаевича Фридмана и зубного врача Иды Григорьевны Кантор. В конце 1920-х гг. отец будущего писателя был лишен избирательных прав и выслан в Курган, где покончил с собой в 1933 г. Ида Григорьевна пережила мужа лишь на год, и скончалась от воспаления легких в ноябре 1934 г. Дети – 11-летний Гриша и 13-летний Юра – воспитывались в семье сестры матери, Берты Григорьевны Зелкинд.

Окончив девять классов в 1940 г., Григорий Фридман поступил в Воронежский авиационный техникум, одновременно подрабатывал клепальщиком на авиационном заводе. Сразу после начала Великой Отечественной войны Григорий вместе с закадычным другом Дмитрием Мансуровым направился в военкомат проситься на фронт, но подростков оттуда прогнали. Позднее распространился слух, что в армию будут брать только тех, кто окончил десятилетку и Фридман сдал выпускные экзамены экстерном.

Вскоре пришла похоронка на брата Юру, и будущий писатель оказался у черты, «за которой столько осталось навечно», – родители, горячо любимый брат, довоенная юность. Вспоминая о том, как ему все-таки удалось прорваться на фронт, Г.Я. Бакланов писал: «…Мой путь на войну начался в декабре 1941 года на станции Верещагино Кировской области. Сюда отвели с фронта разбитый в боях и вышедший из окружения 387-й артиллерийский полк, и здесь набирали его новый состав и вооружение… До сих пор поражаюсь, как меня пропустили в штаб полка, в гражданском пальто, сильно худого. Там был командир полка майор Миронов и приехавший из Москвы подполковник. Я попросил, чтобы меня взяли в полк. И этот подполковник, в полушубке, сидевший нога на ногу, сказал майору, не оборачиваясь в мою сторону: “На что он тебе нужен?!”»... Майор Миронов спросил, знаю ли я буссоль. Я не знал. “Устройство телефонного аппарата?” Тоже не знал и, понимая, что меня не возьмут, дотронулся рукой до письменного стола, за которым он сидел, почему дотронулся, сам не знаю, и сказал: “Товарищ майор! У меня старший брат убит на фронте. Возьмите меня”. И майор сказал подполковнику: “Человек – это такой материал, из которого можно сделать что угодно, если он сам этого хочет”. И я эти слова всю жизнь помню. Вроде ничего в них особенного, но они решили мою судьбу».

387-го гаубичный полк, в котором 18-летний Григорий Фридман оказался самым молодым бойцом, был направлен на Северо-Западный фронт. Там красноармеец Фридман пробыл до конца 1942 г. Для рядового продержаться так долго было большой удачей: как тогда говорили, «один бой – и ты в наркомземе». Кто знает, как долго продлилось бы это везение, но снова в военной судьбе Григория сыграл свою роль командир полка майор Миронов, который направил юношу в Ленинградское артиллерийское училище, эвакуированное тогда в башкирский город Белорецк.

Уже в августе 1943 г., после ускоренного восьмимесячного курса обучения его вместе с другими выпускниками училища направили на фронт. Григорий попросился куда-нибудь южнее. С покоряющей юношеской искренностью признавался потом – «думал, что на юге должно быть сытнее». Так он оказался на 3-м Украинском фронте, где был назначен командиром взвода управления.

Спустя годы Григорий Бакланов воскресил дни, проведенные тогда, в 1943 г. на 3-м Украинском фронте, в самых пронзительных строках своей повести «Навеки – девятнадцатилетние». Он посвятит ее всем, кто не вернулся с войны, в том числе, своему погибшему школьному товарищу, танкисту «Диме Мансурову девятнадцати лет». Г.Я. Бакланов никогда не скрывал, что многие герои его произведений автобиографичны, главный герой этой повести, лейтенант-артиллерист Третьяков, не исключение.

В одном из своих интервью, напечатанном в «Комсомольской правде» 14 марта 1982 г., на вопрос корреспондента: «Какой наградой Вы, солдат, более всего гордитесь?», Бакланов ответил: «В повести “Навеки – девятнадцатилетние” есть сцена, как под Запорожьем во время немецкой контратаки, когда пошли танки, один офицер-артиллерист растерялся, не смог открыть огонь. Вид чужой растерянности в бою не всегда вызывает панику, иных он побуждает к решительным действиям, и Третьяков, у которого в это время перебило связь, выхватил трубку и повел огонь его батареей. Технически тут нет ничего сложного: есть две точки на карте – огневая позиция батареи и наблюдательный пункт, – а третья точка – цель перед глазами: танки. Но что просто на полигоне – не так просто в бою. И оказавшийся рядом пехотный сержант крикнул Третьякову: “Молодец, лейтенант!” Его тут же убило разорвавшимся снарядом с танка, а Третьякова контузило. Все, что рассказано здесь про Третьякова, было со мной, под Запорожьем, в том бою, когда на нас шли танки, и взгляд благодарный этого сержанта за минуту до смерти я, наверное, никогда не забуду».

Как и лейтенант Третьяков, Григорий Фридман в том бою под Запорожьем был контужен и тяжело ранен, полгода провел в госпитале. После выздоровления его признали ограниченно годным к военной службе, но Григорию удалось вернуться на фронт, даже попасть обратно в свой полк и взвод. Впереди были тяжелейшие бои за Украину, освобождение Венгрии и Австрии. Словно отвечая на написанные в январе 1945 г. слова Ильи Эренбурга о «душе молодого советского офицера, который сейчас умирает под зимними звездами», Григорий Бакланов, уже будучи зрелым человеком, в своей мемуарной книге «Жизнь, подаренная дважды» вспоминал те последние месяцы войны, когда им пришлось противостоять немецкому 4-му танковому корпусу:

«Мы брали и отдавали и вновь брали город Секешфехервар. И однажды я позавидовал убитым. Мела поземка, секло лицо сухим снегом, а мы шли, сгорбленные, вымотанные до бесчувствия. Да я еще и контужен был. А мертвые лежали в неубранной кукурузе – и те, что недавно убиты, и с прошлого раза, всех заметало снегом, ровняло с белой землей. И будто от сна очнувшись, я подумал, глядя на них: они лежат, им спокойно, а ты еще побегаешь, а потом будешь лежать так…».

За декабрьские бои 1944 г. под венгерским Секешфехерваром командир огневого взвода 1232-го пушечного артиллерийского полка 115-ой пушечной артиллерийской Криворожской бригады лейтенант Г. Фридман был награжден Орденом Красной Звезды. В наградном листе к нему подробно описаны события тех дней: «28.12.44 г. противник предпринял сильную контратаку силою до 18 танков и 8 бронетранспортеров. Тов. Фридман, находясь в боевых порядках пехоты, на передовом НП в расположении 16 с[трелкового] п[олка], открыл ураганный огонь из орудий своей батареи, в результате которого подбил один танк, сжег один бронетранспортер и уничтожил до 2-х взводов пехоты».

А потом была победа, когда «и пили, и стреляли вверх из автоматов, из пистолетов, но все вроде бы чего-то главного не хватало». Не хватало тех, кто не дошел, не дожил до этого дня, и «победные застолья сами собой становились поминальными».

Свой первый рассказ Фридман написал почти сразу после окончания войны, ожидая демобилизации. В 1946 г. он поступил в Литературный институт, который успешно окончил в 1951 г. Вместе с ним учились фронтовики Юрий Бондарев, Владимир Тендряков. Первый раз напечататься удалось в 1950 г. и с тех пор на страницах газет и журналов регулярно выходили его очерки и рассказы. В 1955 г. в издательстве «Советский писатель» была опубликована его первая повесть из колхозной жизни «В Снегирях», написанная на основе впечатлений от поездок по стране и доброжелательно принятая критикой.

Вскоре Григорий Яковлевич взял псевдоним Бакланов, под которым и получил известность. Впечатления военных лет долго не находили места на страницах его произведений, лишь в 1958 г. увидела свет повесть «Южнее главного удара», посвященная боям за Секешфехервар. Показанная в ней «неприкрашенная военная действительность», где были – за несколько месяцев до победы – и отступления, и выход из окружения, шла вразрез с официальной историографией этого периода Великой Отечественной.

Но если эта повесть Бакланова во многом была первой пробой пера, которой не везде хватило художественной выразительности, то вышедшая в 1959 г. повесть «Пядь земли» стала настоящим событием в литературной жизни страны. Несмотря на резкие обвинения в «ремаркизме» и продвижении «окопной правды», она была представлена на соискание Ленинской премии. Выбранный автором исповедальный тон (книга написана от первого лица, и все события читатель видит глазами главного героя, лейтенанта-артиллериста Мотовилова) позволил до предела обострить эффект присутствия и чувство сопереживания немногочисленным защитникам крошечного плацдарма на правом берегу Днестра, с которого их ожесточенно пытаются выбить немцы. Повесть была переведена на многие языки и издана почти в тридцати странах, а в 1964 г. экранизирована режиссерами Андреем Смирновым и Борисом Яшиным.

За «Пядью земли» последовали повести «Мертвые сраму не имут» (1961) и «Карпухин» (1966), романы «Июль 41-го года» (1965) и «Друзья» (1975), повести «Навеки – девятнадцатилетние» (1979), за которую автору в 1982 г. была присуждена Государственная премия СССР, и «Меньший среди братьев» (1982), ряд киносценариев и пьес, две книги очерков. Произведения писателя охватывают события Великой Отечественной войны от ее первых дней до Победы, а затем и жизнь бывших фронтовиков в послевоенное время, которое предъявляло им свои требования и заставляло задуматься о том, почему теперь они зачастую живут не так, как хотели бы, «не вровень со своей военной юностью».

Сам Григорий Бакланов всегда старался жить и писать так, как будто доказывая правоту горьких и емких строк А.Т. Твардовского:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

Автор: К.В. Яковлева, Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ).

Источник: https://vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_4885

Белорецк Республики Башкортостан является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.


Г.Я. Бакланов на фронте. 1945 г. Фотография. РГАЛИ, ф. 3297.
Г.Я. Бакланов на фронте. 1945 г. Фотография. РГАЛИ, ф. 3297.

Г.Я. Бакланов в Москве после демобилизации из армии. Май 1946 г. Фотография. РГАЛИ, ф. 3297.
Г.Я. Бакланов в Москве после демобилизации из армии. Май 1946 г. Фотография. РГАЛИ, ф. 3297.

Г.Я. Бакланов (крайний справка во втором ряду) в группе студентов Литературного института. Конец 1940-х – начало 1950-х гг. Фотография. РГАЛИ, ф. 3297.
Г.Я. Бакланов (крайний справка во втором ряду) в группе студентов Литературного института. Конец 1940-х – начало 1950-х гг. Фотография. РГАЛИ, ф. 3297.

«Пядь земли». Повесть. Набросок. 1958 – январь 1959 гг. Автограф. РГАЛИ, ф. 3297.
«Пядь земли». Повесть. Набросок. 1958 – январь 1959 гг. Автограф. РГАЛИ, ф. 3297.

Д.А. Гранин. Письмо Г.Я. Бакланову с отзывом на его неустановленную повесть. [1960-е – 1970-е гг.] Автограф. РГАЛИ, ф. 3297.
Д.А. Гранин. Письмо Г.Я. Бакланову с отзывом на его неустановленную повесть. [1960-е – 1970-е гг.] Автограф. РГАЛИ, ф. 3297.

Г.Я. Бакланов. Фотография А.Л. Лесса. 1960-е гг. РГАЛИ, ф. 3297.
Г.Я. Бакланов. Фотография А.Л. Лесса. 1960-е гг. РГАЛИ, ф. 3297.

Удостоверение главного редактора журнала «Знамя», выданное Г.Я. Бакланову издательством ЦК КПСС «Правда». Вторая половина 1980-х гг. РГАЛИ, ф. 3297.
Удостоверение главного редактора журнала «Знамя», выданное Г.Я. Бакланову издательством ЦК КПСС «Правда». Вторая половина 1980-х гг. РГАЛИ, ф. 3297.

«”Входите узкими вратами”. Невыдуманные рассказы». Сборник воспоминаний. [1990-е гг.] Автограф. РГАЛИ, ф. 3297.
«”Входите узкими вратами”. Невыдуманные рассказы». Сборник воспоминаний. [1990-е гг.] Автограф. РГАЛИ, ф. 3297.

Г.Я. Бакланов. Фотография Л.Н. Шерстенникова. Весна 1995 г. РГАЛИ, ф. 3297.
Г.Я. Бакланов. Фотография Л.Н. Шерстенникова. Весна 1995 г. РГАЛИ, ф. 3297.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9030 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
24.11.2024 15:48 Мероприятия
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
Обработаны фотоизображения моделей новой коллекции одежды Дизайнерского дома Misha’Le Елены Мишакковой представленные на Международном конкурсе молодых дизайнеров в Москве в ноябре 2024 года.МКММ - Международный социально значимый проект в российской fashion-индустрии, цель которого найти...
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
24.11.2024 15:38 Новости
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
      С просьбой рассмотреть возможность проведения молебнов и панихид в память по А. В. Суворову в преддверии празднования его дня рождения 24 ноября к главам епархий страны обратился заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора С. Ю. Рудов. Синод Русской Православной...
Денежная реформа Сокольникова
24.11.2024 12:03 Аналитика
Денежная реформа Сокольникова
Предпосылки и причины проведения денежной реформы Закончившаяся Гражданская война и сопутствующая ей политика «военного коммунизма» привели к гиперинфляции. Продолжилось обесценивание денег. В 1921 году совзнаки настолько обесценились, что практически не имели какого-либо реального значения. К...
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
24.11.2024 09:03 Персоны
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
Александр Васильевич Суворов – основоположник русской военной теории, генералиссимус, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, граф Рымникский (1789), князь Итальянский (1799), великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, не считая семи иностранных. Гений...
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
23.11.2024 12:50 Мероприятия
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
21 ноября 2024 года в Москве на Большой Якиманке 26, бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе на площадке проекта МКММ - Международного Московского конкурса молодых модельеров.          Сегодня МКММ является одним из самых модных fashion мероприятий...