23.03.2023 09:53
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 29694; сегодня: 1.

Режиссер Угольников - о своей киностудии и миссии исторического кино

Режиссер Угольников - о своей киностудии и миссии исторического кино

Недалеко от поселка Медынь в Калужской области на площади более 120 гектаров расположена уникальная съемочная площадка - кинокомплекс "ВоенФильм-Медынь", принадлежащий студии "Военфильм". Там снимали первый кинопроект Союзного государства "Брестская крепость", картины "Девятаев", "Подольские курсанты" и многие другие.

О том, как и для чего создавался "Военфильм", правда ли, что среди военной техники студии есть восемь исправных самолетов времен войны и в чем сейчас функция исторического и военного кино, корреспондент Российской газеты спросил у гендиректора "Военфильма" Игоря Угольникова.

Игорь Станиславович, кому принадлежала сама идея создания военной киностудии?

Игорь Угольников: Я занимаюсь военным кино уже более 15 лет, мой друг Вадим Задорожный создает музей военной техники тоже примерно такой срок.

Организация киностудии - закономерный итог для нас обоих, идея, что называется, витала в воздухе. И результат нашего партнерства - не только компания, которая снимает сериалы и фильмы о войне, но и большая натурная площадка в Калужской области, в Медыни. Сейчас там выстроены постоянные масштабные декорации деревни, линии советских и немецких окопов, землянки, вырыта и заполнена водой река, мост, взлетно-посадочная полоса, аэродром, расширяются ангары с техникой, кемпинг для съемочных групп. Строится железная дорога, возводятся по необходимости временные декорации - блиндажи, траншеи, доты. Более 120 гектаров наших забот.

А почему решили создать киностудию именно такого профиля?

Игорь Угольников: Понимаете, у нас с Вадимом есть общее понимание того, что, снимая историческое кино, нужно максимально достоверно рассказывать о событиях и создавать антураж, соответствующий эпохе. А это означает, что для успешного и правдивого проекта необходимы аутентичная техника, форма, детали одежды, вооружение, если мы говорим о военных фильмах. И территория, на которой можно было бы реализовать, скажем, пиротехнические решения любой сложности. В России, да и не только в России, студий с достаточным материально-техническим обеспечением просто не было. Теперь есть. И достоверность - это ключевой фактор, ради которого все и затевалось.

В чем она для вас выражается?

Игорь Угольников: Ну, например, танк Т-34. В ходе Великой Отечественной войны он постоянно модифицировался, изменялся, в том числе внешне. И если фильм о событиях 1941 года, то и танк там должен быть того же периода, а никак не 1943-го. Зритель может зацепиться за это несоответствие - экспертов-комментаторов сейчас предостаточно - и эмоционально выпасть, потерять настрой и доверие к происходящему на экране. Если в мемуарах Старчака (одного из героев фильма "Подольские курсанты". - Прим. ред.) говорится, что использовал он автомат-пулемет Томпсона, то и в фильме должен быть тот самый Томпсон, который и был у него в руках в реальности. Из таких деталей складывается достоверность, и относимся мы к ним очень внимательно.

А насколько сложно достичь достоверности?

Игорь Угольников: Конечно сложно! Благодаря Музею техники Вадима Задорожного мы располагаем очень широким выбором аутентичной военной техники, но иногда ее необходимо сделать. Поэтому, например, для "Подольских курсантов" пришлось делать макет самоходного артиллерийского орудия - танк StuG. И потом уже с помощью компьютерной графики доводить его до того вида, в каком этот StuG и был тогда, на Ильинском рубеже в 1941 году. Это сложная работа, которая начинается еще на старте проекта, когда собираются необходимые документы.

На территории киностудии можно реализовать пиротехнические решения любой сложности. В России, да и не только в России, подобных студий не было.

Как вообще подбирается реквизит?

Игорь Угольников: Такими задачами занимаются профессионалы: военные консультанты, музейные работники. При этом еще и сами кинематографисты - профессионалы в своих областях. Например, наш художник по костюмам Сергей Стручев досконально знает все тонкости о той или иной эпохе.

Я бы, кстати, выделил очень хороший Музей отечественной военной истории в Падиково, там работают великолепные специалисты. И когда нам не хватает знания каких-то тонких нюансов, мы обращаемся к ним.

Для успешного и правдивого проекта необходимы аутентичная техника, форма, детали одежды, вооружение. Достоверность здесь ключевое слово

Какая техника у вас сегодня на ходу?

Игорь Угольников: Есть, конечно, макеты, например самолетов. У нас их вполне достаточное количество. Например, для картины "Девятаев" мы делали точную копию Heinkel He 111 (немецкий средний бомбардировщик. - Прим. ред.). Есть "Аэрокобры" (американский истребитель периода Второй мировой войны Bell P-39 Airacobra. - Прим. ред.), МиГ-2, естественно, По-2. Есть и те машины, которые летают. Они стоят в летных ангарах в Жуковском, в других городах, прилетают только на съемки. Это Ил-2, МиГ-3, "Чайка" (И-153, предвоенный советский поршневой маневренный истребитель биплан. - Прим. ред.). В целом действительно в распоряжении студии сейчас восемь машин, что называется, "на крыле".

А что с гусеничной техникой?

Игорь Угольников: Легче сказать, чего у нас нет. Вот, например, надо доделать танки "Тигр" и "Пантера". В мастерских уже идет работа, надеюсь, что через год у нас будут на ходу оба этих танка.

Игорь Станиславович, что такое патриотическое, историческое кино в вашем понимании?

Игорь Угольников: Хорошее патриотическое кино вызывает чувство гордости за свою страну. Желание соответствовать, чувство сопричастности. Историческое кино рассказывает о событиях нашего общего прошлого, иногда трагических, горьких. Но свершения, победы и временные неудачи наших предков, если рассказано о них достоверно и правдиво, остаются в памяти, вызывают то же чувство общности, единства. И невозможно достучаться до сердца человека, если ты врешь. Поэтому - достоверность и эмоциональность, сопричастность и общие нравственные ценности. Это основной посыл кино патриотического и любого хорошего, в том числе исторического кино.

Как создать картину, которая заставит зрителя испытать чувство гордости за свою страну? Ваш рецепт.

Игорь Угольников: Мы стараемся снимать именно в тех местах, где происходили события в картине. И эффект, безусловно, еще и в том, что люди, посмотрев фильм, потом приезжают в те самые места. Что касается Брестской крепости, то после выхода картины в 2010 году количество посещений мемориала выросло вдвое! Это как раз тот самый момент, когда кино помогает привлекать внимание людей к прошлому.

Сейчас, после выхода картины "Подольские курсанты", на Ильинском рубеже в Калужской области создается целое движение по восстановлению дотов. За ними ухаживают, откапывают, все это уже превращается в некий мемориал памяти. Такие фильмы помогают еще и в поисковой работе. Я вижу в этом неразрывную связь, и когда мы делаем экспозицию "Подвиг народа" в Музее Победы, все это тоже связано с кино. Я, кстати, с огромным удовольствием поработал бы с Музеем Победы в Минске, там экспозиция сделана довольно давно. Думаю, что сейчас с помощью всех медийных возможностей ее можно очень серьезно обновить.

Знаю, что в расположенной рядом с "ВоенФильмом" школе в Медыни работает самая настоящая киностудия. И вы там преподаете.

Игорь Угольников: Школа еще организовывается. Там старшеклассники будут постигать азы нашей профессии. И если в результате таких занятий кто-то станет режиссером, оператором-постановщиком, звукорежиссером, это будет очень неплохо. Ну а если появятся новые актеры, это будет вообще великолепно! Уверен, что с 1 сентября 2023 года мы уже будем заниматься с детьми в рамках полноценной учебной программы.

По данным соцопросов, около 30 процентов россиян выбирали профессию под впечатлением от просмотренных кинофильмов. Что скажете?

Игорь Угольников: Профессию нужно выбирать осознанно. Фильм, каким бы запоминающимся он ни был, не даст и сотой доли описания реальных будней, сложностей и этапов профессионального роста. Это слепок, иллюстрация поведения людей в конкретной жизненной ситуации. Я бы скорее рассматривал героев, нет, Героев моих фильмов - и защитников Брестской крепости, и женский батальон, и подольских курсантов, и некоторых жителей Михайловского из фильма "Учености плоды" как пример самоотверженности, готовности сделать все для спасения Родины, хотя бы ее части, того, что у каждого в душе.

Над какими фильмами сейчас идет работа на площадке?

Игорь Угольников: Сейчас я заканчиваю работу над проектом четырехсерийного фильма "Позывной "Журавли", он выйдет 9 мая сначала на площадке одного из онлайн-кинотеатров, а затем на федеральном телеканале. Этот сериал полностью снят у нас на кинокомплексе "ВоенФильм - Медынь". А главный мой многолетний проект - "По зову сердца", который мы планируем завершить в 2024 году, посвящен памяти московского народного ополчения. В нем я и продюсер, и режиссер, и соавтор сценария, и исполнитель одной из ролей. Думал, после предыдущего опыта такого совмещения в фильме "Учености плоды" больше никогда, но... Слишком важным, слишком личным стал для меня этот проект. Готовы сценарные разработки и ведутся подготовительные работы фильмов об обороне Тулы, об Уральском добровольческом танковом корпусе, советских летчиках в корейской войне. Я считаю это важным - не просто снимать исторические фильмы, а сохранять память.

 Текст: Тарас Фомченков.

Тематические сайты: Дети, История, Кино и ТВ: программы, фильмы, актеры, Культура, искусство, музеи, Молодежь, Образование, Патриотизм, Центр поддержки творческих проектов
Сайты субъектов РФ: Калужская область, Москва, Московская область, Тульская область
Сайты столиц субъектов РФ: Тульская область - Тула
Сайты городов субъектов РФ: Московская область - Жуковский, Московская область - Истра, Московская область - Подольск
Сайты федеральных округов РФ: Уральский федеральный округ, Центральный федеральный округ
Сайты стран: Беларусь, Германия, Россия, СССР
Сайты столиц стран: Беларусь - Минск
Сайты городов стран: Беларусь - Брест
Сайты регионов мира: Европа Восточная, Европа Центральная
Сайты объединений стран: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Европейский союз, СНГ - Содружество независимых государств, Союзное государство Россия-Беларусь

Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12063 публикации
Сайт: rg.ru/2023/03/23/pod-priamym-uglom.html
Поделиться:

Интересно:

Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...
Как освещались дома на Руси
10.11.2025 11:13 Аналитика
Как освещались дома на Руси
Трудно вообразить, как наши предки обходились без электричества, с учетом того, что в крестьянских домах окна «застеклялись» бычьим пузырем, и жилые помещения даже днем находились в полумраке. Помимо лучин, как у большинства малоимущего населения, в более состоятельных домах использовались факела, свечи, а затем появились и масляные светильники. Естественно, что исходя из эстетических потребностей, светцы – держатели лучин, подсвечники, светильники, масляные лампы и канделябры были одним из важных декоративных элементов жилища. Уникальная коллекция масляных светильников была найдена в славянском культурном слове при раскопках городища Саркел-Белая Вежа. Саркел, что на хазарском языке означало «Белый дом», а затем переименованный на славянский лад «Белая Вежа» - хазарский город-крепость на левом берегу реки Дон, построенный в 834-837 годах на перекрестке торговых путей. В 965 году Саркел...
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...